Москва заняла первое место в международном исследовании читательской грамотности PIRLS-2016, результаты которого стали известны буквально на днях. В нем приняли участие 50 стран и 11 территорий (например, отдельные регионы, города). Столица набрала 612 баллов, обойдя Мадрид и Квебек, у которых по 549 баллов. Кстати, впервые Москва участвует в исследовании как отдельная территория.
В исследовании среди стран первое место тоже наше. Россию представили 4577 учеников из 206 школ 42 регионов. На второй и третьей позициях в рейтинге – Сингапур и Гонконг. За ними – Ирландия, Финляндия, Польша. PIRLS проводится раз в пять лет и оценивает учеников 4-х классов, которые переходят на новую ступень образования, в среднюю школу. Благодаря PIRLS можно понять, любят ли читать ученики четвертого класса и как семья способствует развитию грамотности. Школьники, родители которых часто рассказывали им истории, обсуждали с детьми книги и играли в слова, показали наиболее высокие результаты.Очевидно, что тезис «Сегодня дети в книжки даже не заглядывают, их только гаджеты и игры интересуют», который мы часто слышим сегодня, не применим к ученикам московских школ. Например, в школе №2009 созданы все условия, чтобы приохотить детей к словесности. Многие младшеклассники состоят в самом настоящем литературном клубе и по праву могут считать себя читателями, писателями и даже критиками. В прошлом году родителям первоклассников чуть ли не на первом собрании сообщили: в качестве дополнительных занятий можно выбрать не только футбол или рукоделие, но и книжное направление «Юные читатели». Причем последнее рекомендовали всем желающим, а не только тем избранным, кто глотает страницу за страницей и прячет пухлые тома под подушкой. Читаешь по слогам? Отлично! Вообще не любишь книги? Ну и что, присоединяйся, вдруг понравится? Никакой «обязаловки» нет, главная задача – привыкнуть читать регулярно и осознанно. Члены клуба должны не только знать произведение, но и уметь своими словами рассказать о сюжете, главных героях, обосновать свое мнение о книге (а не просто «мне понравилось/ не понравилось»). Обязательная часть домашнего задания – собственная иллюстрация к книге и перечень незнакомых слов, встретившихся в тексте. Вся эта информация заносится ребенком в персональный дневничок читателя, который время от времени сдается на проверку. Но никаких оценок учитель не ставит, а лишь дает рекомендации, что можно сделать еще лучше.Кстати, этой осенью бессменный председатель клуба педагог начальных классов Дарья Гобузова предложила второклассникам самим придумать девиз литературного сообщества. В конкурсе талантов приняли участие многие школьники и их родители. В результате лучшим был признан такой вариант: «По нраву нам хорошие поэты и писатели! Мы в книгах видим жизнь! Мы – юные читатели!». Теперь этот девиз красуется на каждом читательском дневничке. Кстати, в эту тетрадку юные литературоведы скрупулезно записывают и все, что было прочитано сверх программы, по собственному желанию. Одним комиксы нравятся, другим сказки, третьим по душе те самые произведения, которые брали в библиотеке их родители и бабушки с дедушками. А совсем недавно Дарья Станиславовна предложила нам, родителям, присоединиться к детям и тоже ходить на встречи клуба. В качестве чтецов. Теперь по четвергам кто-то из нас обязательно приходит в школу на продленку и читает детям. Опять-таки никакого принуждения нет. Хочешь – садись в круг и слушай, не хочешь – занимайся другими делами. Но желающих послушать всегда предостаточно. Я стараюсь приносить книги авторов из самых разных стран, которые входят в золотой фонд у себя на родине. Это, в частности, чех Рудольф Чехура и его «Макси-пес Фик», шведы Юя и Томас Висландер (авторы «Мамы Му»).На ура идут как издания, где много иллюстраций (очень непросто читать вверх тормашками, когда надо показать картинку, но это дело наживное), так и книги вовсе без иллюстраций. Ведь есть воображение, которое поможет нарисовать целый фильм! Например, рассказ Юрия Коваля «Выстрел» ребята слушали с закрытыми глазами, чтобы проще было представить все происходящее. А потом все рассказывали, как выглядели у них «в голове» крохотная деревенская школа из этого рассказа, ружье, из которого подстрелили хищную птицу, костер, где герои пекли картошку.Мы беремся не только за короткие произведения. Просто длинные читаем не целиком, а по одной главе. Например, из «Эмиля из Леннеберги» Астрид Линдгрен я выбрала главу, где озорной мальчишка случайно ловит папу в мышеловку, а потом также не специально дважды обливает его тестом для клецок и оладий. Забыла сказать, что четверговые чтения довольно шумные. Например, когда настала очередь «Эмиля», мы вместе кричали «Дуй-передуй!» (как делал герой Астрид Линдгрен) и скакали на одной ноге по классу (точно так же, как поступали дети в вышеупомянутой главе). Впереди у клуба «Юные читатели» еще много-много занятий. Ведь хороших детских книг сотни, и все они ждут своих читателей.
Комментарии