Практически все старшеклассники задумываются о карьере. Поэтому такой популярностью пользуется клуб старшеклассников «Карьера». Воспитательная система школы №1287 направлена на развитие личности ребенка, формирование условий для социализации и самоопределения обучающихся на основе духовно-нравственных и культурных ценностей.
У нас есть много любимых всеми традиционных мероприятий, которые мы проводим из года в год, – это торжественная линейка, посвященная Дню знаний, школьные олимпийские игры, день футбола, туристический слет, клуб старшеклассников «Карьера». Наши традиционные мероприятия – это неотъемлемая часть культуры школы.
Результаты множества социологических исследований свидетельствуют о том, что порядка 70% учеников 9‑11‑х классов обладают очень скудными знаниями об актуальных потребностях рынка труда. Такая неосведомленность приводит к случайному выбору профессии и негативному опыту трудоустройства, а в дальнейшем – к постоянному ощущению собственной нереализованности и снижению самооценки.
Клуб старшеклассников «Карьера» работает для обучающихся с 8‑го по 11‑й класс. Проект реализуется в школе №1287 более 8 лет. Сначала встречи проходили скорее как в клубе интересных людей, куда приходили люди, достигшие успеха в жизни и профессии, а ребята могли познакомиться с ними, задать свои вопросы и получить ответы на них.
После открытия в школе профилей обучения – кадетский класс, инженерный класс, академический класс, новый педагогический класс – задачи клуба изменились. Самоопределение обучающихся, помощь в формировании адекватной самооценки собственного потенциала, облегчение выбора профессионального пути – эти задачи стали приоритетными. Все это помогает нынешним школьникам лучше сориентироваться в мире разнообразных профессий и занятий, ведь знаменитые собеседники действительно могут рассказать то, о чем не прочтешь в книге и не узнаешь в Интернете.
Помимо новых знаний, которые получают учащиеся в ходе живого общения с профессионалами своего дела, итогом этих встреч является мотивация. Для кого-то это начало работы над собой, осознание своих возможностей, для других – стимул для построения собственной профессиональной траектории.
Для многих ребят выбор будущей профессии – это не только огромная ответственность, но и большая сложность. Именно поэтому одной из задач клуба старшеклассников «Карьера» является раскрытие потенциала школьников. Деятельность в клубе построена по двум основным направлениям:
- Просвещение или теоретическая подготовка. Обучающиеся изучают рынок занятости, знакомятся с актуальными и востребованными профессиями и их особенностями. Благодаря просветительским мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностях. Проводится профориентационная диагностика. Создается карта ресурсов «Я в профессии» с личными профессиональными запросами.
- Встречи с известными представителями профессиональных сообществ. На этом этапе происходит подбор кандидатов для встречи в клубе. Обсуждаются профессиональные интересы кандидатов, их достижения и успехи. Разрабатывается опросник интервью гостя. Проводится заседание клуба. Встречи могут проходить в школе или на базе (площадке), предоставленной гостем.
В качестве героя для очередного заседания клуба старшеклассников мы недавно получили согласие от легендарного хоккеиста и известнейшего нападающего, введенного в Зал славы игроков НХЛ, Павла Буре. Павел является выпускником нашей школы, он согласился рассказать нашим ребятам о своем пути к успеху в спортивной карьере и славе.
Участие обучающихся 8‑9‑х классов в данном проекте помогает найти ответы на вопросы: «Что мне нужно?», «Какая работа интереснее и перспективнее?», «Как выбрать вуз и что необходимо сделать, чтобы поступить?». Результат грамотно проводимой профориентации в этом возрасте есть подготовленность старшеклассников к осознанному выбору профиля обучения в 10‑11‑х классах, а также умение составлять план получения желаемой профессии на основе участия в городских проектах и показателей данных проектов, отраженных в личном электронном портфолио.
Обретая уверенность в выборе профессионального пути, школьники 10‑11‑х классов начинают активно реализовывать поставленные перед собой задачи: выбирают обучающие курсы, вносят коррективы в собственные профессиональные планы. Могут грамотно спланировать свое профессиональное будущее, они избавляются от сомнений при выборе предметов для ЕГЭ, у них снижается уровень стресса, обусловленный приближающимся поступлением.
Показателем успешной реализации проекта также можно считать то, что по результатам поступления выпускников школы в ведущие вузы России в 2020 году школа №1287 вошла в Топ-200 лучших школ страны, дающих наибольшее количество студентов для сильнейших российских вузов по мнению рейтингового агентства RAEX.
По итогам городского московского конкурса «Лучшие воспитательные практики» школа с проектом «Клуб старшеклассников» вошла в Топ-20 образовательных организаций, набравших большее количество баллов рейтинга среди 422 учреждений, и получила диплом Департамента образования и науки города Москвы. Это позволило нам стать организацией – лидером по вопросам совершенствования подходов и тиражированию проектов по воспитательной работе.
Инесса БОХОНСКАЯ, директор школы №1287, почетный работник общего образования РФ
Комментарии