Семья – один из важнейших институтов гражданского общества. Семейное воспитание дает первый опыт социальных контактов, формирует представления об окружающем мире и ценностные ориентиры, намечает вектор личностного развития ребенка. Характер взаимоотношений ребенка со старшими и в целом с гражданским обществом также во многом зависит от атмосферы в семье.
Как показывает опыт, многие проблемы обучения и воспитания детей, с которыми сталкиваются школьные учителя, обусловлены недостатком доверия и взаимопонимания со стороны родителей воспитанников. Ключ к решению этих проблем, помогающий всем участникам образовательного процесса, как раз в устранении противоречий и ситуаций взаимного недоверия в отношениях семьи и школы, в создании единой доброжелательной и при этом мотивирующей среды.
Понимание значимости союза родителей и учителей подвигло управленческую команду и весь коллектив школы №2099 организовать работу родительского клуба «Счастливы вместе», главными участниками которого стали родители и другие члены семей обучающихся. С сентября 2022 года клуб стал действовать на постоянной основе.
Сотрудничество педагогов и родителей строится на общем понимании возможностей и перспектив развития ребенка, а также условий и стимулов, которые могут способствовать его всестороннему развитию. Важно, чтобы планируемые образовательные результаты школы совпадали с ожиданиями родителей и не вступали в конфликт с личными интересами ребенка.
Искренний интерес родителей, учителей к жизни и внутренним психологическим потребностям детей является необходимой предпосылкой к формированию позитивных отношений между ними. Пробудить, развить такой интерес и может постоянно действующий школьный клуб, объединяющий родителей, учителей, школьного психолога, а также представителей управленческой команды образовательной организации.
Родительский клуб «Счастливы вместе» в школе №2099 был создан прежде всего в целях обмена психолого-педагогическим опытом, для неформально-доверительного общения родителей и представителей педагогического коллектива. Здесь у родителей появилась возможность делиться тревогами и надеждами, высказывать опасения и предложения, благодарить, просить о помощи, словом, не только обсуждать конкретные ситуации и обстоятельства, но и проговаривать разные, иногда даже трудные, эмоции.
Понимание родителями того, что в школе с их детьми работают друзья и единомышленники, облегчает решение многих вопросов, помогает конструктивно и доброжелательно разбирать проблемные ситуации, подыскивая оптимальные решения и тем самым повышая педагогическую и психологическую культуру родителей.
Педагогом-психологом школы и создателем клуба Анной Грантовной Феодориди были разработаны следующие четыре ключевых правила обсуждения проблемных ситуаций на совместных встречах:
- Слушать и слышать друг друга, конструктивно поддерживая беседу.
- Высказывать точку зрения по основной теме желательно кратко и аргументированно.
- В приоритете обсуждение проблем, а не конкретных участников событий.
- Следует избегать нравоучений и назиданий.
Несколько раз школьный клуб проводил опросы с широкой выборкой респондентов, индивидуальные интервью с родителями, и это позволило выделить общие и наиболее острые проблемные ситуации, с которыми чаще всего сталкиваются сегодня родители в процессе воспитания своих детей. Среди них:
- Снижение мотивации для выполнения сложных, требующих концентрации внимания действий – чтения, глубокого погружения в учебный предмет.
- Сложность во взаимоотношениях, отсутствие доверительных эмоциональных контактов между родителем и ребенком.
- Чрезмерная физическая активность, плохо управляемая импульсивность детей.
- Интерес учащихся к нежелательным, «плохим» компаниям.
- Зависимость детей от разного рода гаджетов.
- Буллинг – самоутверждение за счет унижения более слабых сверстников.
Этот перечень вопросов и лег в основу тематического плана работы школьного семейного клуба на учебный год.
Профессиональные рекомендации психолога при решении этих вопросов, конечно, должны учитывать возрастные особенности детей, которые родители, как это ни странно, часто упускают из виду.
Так, у детей дошкольного возраста определяющим видом деятельности является игра, и через игру, подключающую фантазию, творчество, часто удается решить многие как учебные, так и воспитательные задачи.
Учащиеся начальных классов уже осваивают доступные им роли в социуме. В этот период большое значение для них приобретает как дружба, так и конкуренция. Учет этих особенностей также может помочь в организации домашних занятий ребят, которые требуют от них концентрации внимания, усидчивости и самоанализа.
В период с 5‑го по 9‑й класс у школьников на смену конкретному приходит логическое и абстрактное мышление, поэтому состязательность с одноклассниками именно в учебных занятиях уже не играет прежней роли. Подростки больше любят проводить время с друзьями, а не в семье, учебе предпочитают общение. Подростку нужно прежде всего отстоять свою независимость и самостоятельность. Зато одновременно формируются такие качества, как социальная активность и целеустремленность.
На каждом из этих этапов для выстраивания грамотных детско-родительских отношений требуется помощь со стороны педагогов и психологов.
К работе семейного школьного клуба «Счастливы вместе» привлекаются не только школьные психологи, но и логопеды, воспитатели, другие специалисты, способные оказать помощь родителям в разных вопросах семейного воспитания.
Форматы встреч с родителями весьма разнообразны. Это круглые столы, мастер-классы, игровые тренинги, лекции, разборы конкретных кейсов (учебных, жизненных, бытовых ситуаций).
Встречи клуба проходят раз в квартал, и длятся они порядка двух часов. Содержание каждой встречи отвечает конкретным запросам участников клуба. Так, например, последняя встреча 2022 года была посвящена созданию психологически комфортной среды для ребенка в школе и в семье. Данную тему удалось раскрыть через ролевые игры: в парах родители разыгрывали проблемные ситуации, в которых один выступал в роли взрослого, а другой в роли ребенка. Затем следовало обсуждение типичных моделей поведения и распространенных ошибок.
– Давно устоявшаяся школьная практика – это родительские собрания, но, как показывает опыт, их возможности в решении проблем воспитания детей весьма ограничены, – говорит руководитель клуба «Счастливы вместе» Анна Феодориди. – Главное отличие нашего клубного формата – отсутствие назидательности. Мы рассматриваем проблему, обсуждаем ее и даем рекомендации, которые могут помочь в ее решении.
А вот что думают о новом формате клубного общения сами родители.
– Буря эмоций, – признается мама воспитанницы одной из дошкольных групп Мария Андреевна Ф. – Действительно, огромное значение имеют психологическая атмосфера и гармония в семье. Став участницей встречи, я особенно ясно осознала, насколько важны доверительный контакт с ребенком, здоровая вовлеченность в его жизнь.
– Ситуации, которые мы разбирали на встрече, – говорит Татьяна Аркадьевна П., мама ученицы 7‑го класса, – хоть и не касаются сейчас меня и моей дочери напрямую, но вполне могут возникнуть при определенных обстоятельствах. Сейчас я чувствую себя более уверенной и готовой к диалогу со своим ребенком.
В школе считают что встречи клуба «Счастливы вместе» научат родителей более внимательно относиться к своим детям, поддерживать с ними доверительные отношения, создадут ту психологически комфортную атмосферу, в которой ребенок любого возраста будет чувствовать себя увереннее и в школе, и дома.
Екатерина ДЮБКО, специалист по связям с общественностью школы №2099
Комментарии