Наставничество. Какое красивое и емкое слово! В нем заключены мудрость поколений, готовность прийти на помощь в любой, самой сложной ситуации, профессиональная интуиция, помноженная на многолетнее служение своему делу, своей профессии. И любая образовательная организация – это прежде всего коллектив единомышленников, стремящихся к общим целям, обеспечивающих непрерывную связь поколений через усвоение традиций, правил поведения, корпоративную этику.
Бытует мнение, что за последние годы престиж педагогических профессий стал ниже, в основном штате образовательных организаций преобладают возрастные педагоги с большим стажем работы в системе образования. Молодые кадры приходят в детские сады и школы неохотно, многие через год-два уходят из профессии, найдя более привлекательные варианты. Так что же делать? Профессия педагога, тем более работающего с особым ребенком и его семьей, бесспорно сложная, требующая самоотдачи, поиска решений и самообразования без поправки на праздники и выходные.А если это работа с «особым» ребенком и его семьей, то круг решения задач, требующих вмешательства специалиста, становится еще шире. Но кроме трудностей, есть другая сторона этой деятельности – ясные глаза малыша, летящего к тебе со всех ног по коридору на занятия, тихие мамины слезы, когда она видит первые результаты и верит, что именно ты сможешь помочь, робкие выступления на методических советах и конференциях, когда маститые педагоги принимают позицию молодой девочки в решении профессиональных вопросов. Но для того чтобы почувствовать вкус этой второй стороны деятельности педагога, рядом должны быть профессионалы, которые поддержат при первых неудачах, помогут компенсировать недостаток практического опыта и пробелы в знаниях, не усвоенных на студенческой скамье. Наставничество – это необходимая часть адаптации и повышения уровня профессионального образования молодых специалистов. Именно потому что неразрывная связь, профессиональная преемственность поколений являются обязательным условием прогресса в любой области развития современного общества, на базе Городского психолого-педагогического центра в первый же год его функционирования был создан Клуб молодых специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Основной задачей клуба являлась активизация деятельности молодых педагогов в решении актуальных профессиональных задач и создание условий для их личностно-профессионального роста. Во все округа нашего столичного мегаполиса были разосланы приглашения для тех, кто стремится к знаниям, хочет совершенствовать имеющиеся умения и быть максимально эффективным, делая первые шаги в начале своего профессионального пути. Сегодня мы можем рассказать о том, как строилась работа с молодыми специалистами, откликнувшимися на наше предложение. В восьми заседаниях клуба приняли участие 324 педагога из 194 образовательных организаций Москвы. В ходе заседаний рассматривались значимые для молодых специалистов вопросы, позволяющие ориентироваться в направлениях развития современной системы образования столичного мегаполиса: изменение нормативно-правовой базы, взаимодействие образовательных организаций столичного региона, качество предоставляемых услуг по вопросам организации помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.Ведущими клуба и педагогами-наставниками использовались различные формы работы: практикумы, семинары, мастер-классы, деловые игры, тренинги. Участники заседаний в ходе занятий смогли ознакомиться с современными педагогическими технологиями выстраивания отношений в семье (практикум «Гармонизация детско-родительских отношений»), работы с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (мастер-класс «Технологии работы с обучающимися младшего школьного возраста, имеющими особенности в поведении»), а также нейропсихологическим направлением работы в деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (семинар «Нейропсихологические технологии в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»).Особый интерес у участников вызвал формат деловой игры. Молодые специалисты разыгрывали сценарий часто встречающихся проблемных ситуаций. Было важно определить, как взаимодействовать с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью, как настроить коллективы образовательных школ (педагогический, родительский, детский) на принятие особых детей в свою среду. Помимо активных методов работы (семинаров, практических занятий) огромное внимание было уделено индивидуальному и групповому консультированию. Молодые специалисты на практике ознакомились с супервизией «Анализ сложного случая из психолого-педагогической практики». Супервизия – одна из форм обучения начинающих специальных педагогов и психологов в процессе обмена мнениями опытных специалистов по поводу выхода из проблемных и нестандартных ситуаций. Также особого внимания заслуживают тренинги по профилактике профессионального выгорания и разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Они позволяют молодым педагогам выстроить конструктивное взаимодействие в процессе общения с коллегами, детьми, родителями и находить компромиссные решения острых вопросов. Модератором клуба была И.И.Фокина. Занятия вели учителя-логопеды Е.А.Екжанова, О.В.Егупова, педагоги-психологи М.В.Малхасян, И.В.Воронкова, О.В.Кардашина, С.К.Сенатская и другие ведущие специалисты центра.При подведении итогов работы клуба участникам встречи был предоставлен «Открытый микрофон», позволивший услышать пожелания, предложения и оценку деятельности сотрудников Городского психолого-педагогического центра по результатам проведенной работы.И, конечно, ГППЦ планирует продолжить деятельность клуба в следующем учебном году. Как известно, «Кадры решают все!». И нам очень хочется, чтобы сегодняшние молодые специалисты и через десять-двадцать-тридцать лет с радостью каждое утро шли на любимую работу, снова и снова открывали для себя удивительный мир педагогической профессии и никогда не утрачивали желания приносить пользу маленьким и большим гражданам нашего столичного мегаполиса. Уважаемые руководители!Сообщаем вам, что на базе ГППЦ работает Клуб молодых специалистов психолого-педагогической службы (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и социальных педагогов).Работа клуба длится весь учебный год и составляет 8 встреч различной тематики.Наш клуб призван собрать молодых специалистов города, для того чтобы: – содействовать их профессиональному развитию;- создать профессиональное сообщество;- способствовать эффективному построению работы психолого-педагогической службы образовательной организации.Приглашаем молодых специалистов психолого-педагогических служб принять участие в работе клуба (участие бесплатное). По окончании работы клуба выдается сертификат участия. Встречи участников клуба будут проходить ежемесячно каждую третью среду месяца. Отзывы участников Клуба молодых специалистов- Спасибо за практические рекомендации, по вашему образцу проводили мероприятия в образовательной организации – рекомендации реально работают!Татьяна ДИЖУРКА, педагог-психолог- Спасибо за классных и профессиональных ведущих клуба!Анастасия КИНАШ, учитель-логопед- Просим продолжить работу клуба в следующем году, так как очень информативно и полезно, применимо на практике.Кристина ГУБА, учитель-дефектолог
Комментарии