При подготовке данного мероприятия второклассникам необходимо сообщить, какие примерно задания им предстоит выполнить во время заседания “Клуба”.
Каждый класс выставляет команду знатоков математики (5 человек). Но все остальные ученики, сидящие в зале, также принимают участие в заседании “Клуба”, то есть отвечают на вопросы, выполняют математические задания, им предоставляется возможность показать, знают ли они таблицу умножения.
Оформление сцены: 1) Надпись “Клуб математиков” (буквы вырезаны из бумаги); 2) Двузначные числа (вырезаны из цветной бумаги и прикреплены к заднему занавесу на сцене). 3) Избушка на курьих ножках (из картона).
Также потребуются: а) карточки с заданиями для каждой команды; б) плакат “Мишень Робин Гуда”; в) два больших ключа (из желтой бумаги, один из которых разрезан на четыре части); г) мяч.
Действующие лица: ведущая, Баба Яга, Кощей, царевна Математики.
(Звучит музыка).
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые члены нашего клуба веселых математиков! Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть всех вас на очередном заседании нашего клуба. Сегодня необычное заседание – на нем присутствует сама царевна Математики. Позвольте мне ее представить… (Вместо царевны появляется Баба Яга).
Ведущая: Ах! Вы кто? Где царевна?
Баба Яга: Не узнали? Эх, вы! А кто царевну Математики похитил? Я, Баба Яга!
Ведущая: А зачем же ты это сделала, Баба Яга?
Баба Яга: Скучно мне стало. Василиса-то в другое царство переехала, а Кощеюшка все книжки читает! И я услышала от короля Сказочной страны, что у вас на заседании очень весело и интересно и решила, что лучше будет, если царевна Математики поселится у нас в лесу. Будет цветочки собирать, грибочки, русалочек таблице умножения научит!
Ведущая (детям): А как же мы без математики? Ребята, разве мы сможем жить без математики? Бабулечка-Красотулечка, верни царевну.
Баба Яга: Эх, уговорили! Так и быть… Я верну вам царевну, если согласитесь перенестись в Сказочную страну и решить все мои задачи. Ох и труднющие. Я их из книги мудрости выписала. Решите – забирайте свою царевну, а нет – так не взыщите. Будете писать ей письма мелким почерком!
Ведущая (детям): Ну что, ребята! Отправимся в волшебную страну? (Да). Мы готовы!
Баба Яга: Ой, да что-то с памятью моей стало. Наверное, баунти переела. Забыла сказать, что я заперла царевну в моем дворце на курьих ножках. А ключ-то на части распилила и спрятала. Если правильно решите все мои задачи, добудете ключ! Сейчас я скажу волшебные слова, и мы перенесемся в сказочную страну! (Говорит волшебные слова). Музыка. Занавес открывается.
Баба Яга: Так, приехали. Прошу знатоков занять свои места. (Команды поднимаются на сцену). Сейчас будет вам задание. (Свистит, прикладывает руки ко лбу, кого-то высматривает, наконец, топает ногой).
Баба Яга (кричит): Кощей? Ко-ще-юш-ка! (Слушает, не откликается ли Кощей).
Баба Яга (недовольно): Неужели не успел? (Из-за кулис выбегает Кощей).
Баба Яга (с нетерпением): Ну что? Был в библиотеке? Вопросы придумал?
Кощей: Придумал, придумал.
Баба Яга: Молодец! Загадывай!
Ведущая: Внимание, ребята! Мне кажется, что вопросы Кощея уж очень не простые. Слушайте внимательно, не спешите дать ответ. (Кощей задает по вопросу каждой команде. Вопросы на сообразительность).
1) Однажды я отправился в гости к Бабе Яге. Погода была прекрасная. Пели птички, летали бабочки. Навстречу мне шли Леший, Атаманша и два разбойника. Вот и ответьте, сколько лесных жителей направлялось в гости к Бабе Яге?
(Ответ: только Кощей, остальные шли в другую сторону).
2) Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
3) Курочка Ряба, стоя на одной ноге, весит 1 кг. Сколько будет весить курочка Ряба, если станет на обе ноги?
Баба Яга (недовольно): Иш, умники, отгадали! (Кощею). Мог бы и потруднее вопросы придумать. Понадейся на тебя когда-нибудь. Делать нечего, давай ключ. (Кощей отдает часть ключа).
Кощей: Я пошел, мне еще “Колобка” дочитать надо! (Уходит).
Ведущая: Ребята, часть ключа уже у нас!
Баба Яга: Не спешите радоваться. Самые трудные задачи впереди. Так, сейчас будете решать задачи.
(Баба Яга раздает каждой команде по карточке с двумя задачами. Написав ответы, команды подают результаты жюри).
1) Урфин Джюс оживил при помощи волшебного порошка в 1-й день 25 деревянных солдат, а во 2-й день на четыре солдата больше. Сколько всего солдат оживил он за два дня?
2) На балу во дворце присутствовали царь, царевна, 27 заморских принцев и 28 принцесс. Вскоре 10 гостей покинули бал. Сколько человек осталось во дворце?
Пока команды решают задачи, Баба Яга проверяет, как зрители в зале знают таблицу умножения. Баба Яга спускается с мячом в зал, кидает его детям и спрашивает у них таблицу умножения. Отвечая, ученик возвращает мяч Бабе Яге. Затем Баба Яга поднимается на сцену.
Баба Яга: Странно, все знают таблицу умножения! А теперь, ну-ка, попробуйте справиться с такими задачами. Я буду называть числа, если они делятся на “2”, вы прыгаете, если делятся на “5” – хлопаете в ладоши!
Баба Яга называет числа: 18, 24, 36, 45, 8, 7…
(Обычно, услышав это число, дети или прыгают, или хлопают).
Баба Яга: Ага, попались!
К этому времени жюри подводит итоги 1-го конкурса. Задачи должны быть прочитаны вслух, жюри объявляет правильные ответы.
Ведущая: Так, Баба Яга, пора отдавать тебе вторую часть ключа, ведь ребята справились с твоими задачами.
Баба Яга (нехотя): Вот, держите. Но получить третью часть ключа вам не удастся. Подойдите-ка ко мне, капитаны команд. Сейчас вы будете решать примеры.
Ведущая: Капитаны, внимание! Позади вас на занавесе – двузначные числа разных цветов. Повернувшись к ним лицом, каждый капитан должен сложить три двузначных числа, которые я назову, и сказать правильный ответ. (Все капитаны стоят спиной к числам, они поворачиваются к ним лицом только по разрешению ведущей). Пока капитаны складывают числа, зрители в зале получают возможность решать примеры “про себя”.
Числа: розового цвета 14, 26, 42; оранжевого цвета 17, 13, 76; зеленого цвета 18, 51, 32; синего цвета 19, 27, 71; желтого цвета 78, 12, 61. (Примечание: сумма двух двузначных чисел одного цвета должна быть выражена круглым числом). Если хотя бы один капитан правильно ответит, ведущая вправе требовать от Бабы Яги еще одну часть ключа, которую Баба Яга нехотя отдаст.
Баба Яга: А теперь вам предстоит выполнить самое трудное задание. (Баба Яга раздает каждой команде карточки с заданиями). Если вы его правильного выполните, то узнаете, кого я вчера пригласила на пирог с чаем.
Карточка с заданием.
Расположите ответы в порядке убывания и расшифруйте слово:
Пока команды выполняют задания на карточках, ребята в зале стараются найти правильный ответ на вопрос Бабы Яги.
Баба Яга (показывает детям, сидящим в зале, плакат “Мишень”): А вам такая задача. Несколько лет назад в нашем лесу жил Робин Гуд. Он учился стрелять по этой мишени. Однажды Робин Гуд сделал 5 выстрелов и набрал 100 очков. Куда он попал? Запишите свой ответ в виде примера.
Мишень Робин Гуда. (См. рисунок).
(Ученик, ответивший правильно, зарабатывает для своей команды дополнительный балл). Пока ученики в зале ищут ответ на вопрос Бабы Яги, команды выполняют задания на карточке и приносят результат в жюри.
Жюри объявляет итоги конкурса.
Ведущая: Итак, Баба Яга, мне кажется, ты должна признать, что ребята справились со всеми заданиями и по праву заслужили последнюю часть ключа. Пожалуйста, дай ее нам.
Баба Яга: Да, придется ее отдать. Я сдержу свое слово. (Я добрая сегодня). Вот вам ключ. (Отдает недостающую часть ключа ведущей).
Ведущая: Итак, ключ собран! Нужно только повернуть его в замке! (Подходит к избушке и “открывает” дверь). Из избушки выходит царевна Математики.
Царевна Математики: Ребята, я так рада видеть вас! Спасибо вам за то, что вы спасли меня из плена Бабы Яги! Вы доказали, что знаете и любите математику. Молодцы!
Баба Яга: Подождите, подождите. У меня возникла идея: хочу устроить испытание главным консультантам команд. (Ищет глазами в зале учителей). Так, вижу, рвутся в бой. Вот сейчас и посмотрим, сумеют ли они ответить на вопросики. Хи-хи!
(Учителя всех классов подходят к Бабе Яге, которая каждому из них задает по одному вопросу).
1) Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут варят 5 яиц?
2) В семье мальчика-с-пальчика 6 братьев, у каждого из них по 1 сестре. Сколько всего детей в семье? 3) В каком месяце 28 дней? 4) Разделите 5 яблок между 5 разбойниками так, чтобы одно осталось в корзине. 5) Что тяжелее: 1 кг свинца или 1 кг пуха?
За правильный ответ учитель получает 1 балл, который идет в “копилку” класса.
Ведущая: Баба Яга, наступила пора нам покидать волшебную страну. Перенеси нас, пожалуйста, обратно в школу.
Баба Яга: Сейчас, сейчас. С большой радостью. Я устала от вас. Шумные вы очень. Даже голова разболелась! Так, какие же волшебные слова я должна сказать. Ага, вспомнила!
(Говорит волшебные слова). Музыка.
Так, перенеслись. Доставила вас в целости и сохранности. До свидания! (Уходит).
Жюри подводит итоги.
Ведущая благодарит всех, кто принял участие в мероприятии, награждает победителей.
Светлана ПРИВАЙЛОВА
Сочи
Комментарии