Современный учебный процесс все более требователен к интеллектуальному развитию детей, освоению ими цифровых компетенций, ранней профессиональной подготовке. Как в этих условиях сохранить сложившийся со времен Античности здоровый идеал гармоничного развития личности, не упустить из поля зрения роль физической культуры в образовании школьников? Тем более если работа ведется с учащимися, имеющими особенности психического и физического развития. Одно из решений – открытие школьного спортивного клуба, с которым приходят новые увлекательные проекты, повышающие физическую активность детей и подростков: дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, туристические походы. Именно по такому пути пошли в школе №90 имени Героя Советского Союза Е.Г.Ларикова, где спортивный клуб действует с ноября 2020 года.
Цель работы любого школьного спортивного клуба – привлечение ребят к систематическим занятиям физической культурой, развитие традиционных и современных популярных видов спорта, пропаганда здорового образа жизни.
Выполнение основной образовательной программы по дисциплине «Физическая культура» даже в адаптированном варианте предполагает мотивацию учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к овладению знаниями, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности. С этой точки зрения на школьный спортивный клуб ложатся две взаимосвязанные задачи: разнообразить спортивную жизнь школьников за счет запуска интересных ребятам проектов и обеспечить систематичность, преемственность в их реализации. В этом случае регулярное участие ребят в проектах спортивного клуба будет работать не только на повышение учебных показателей учеников по предмету «Физическая культура», но и на укрепление физического и психического здоровья школьников. Тем более важно это в условиях работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, для них преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, служит важнейшим показателем личностного роста и социальной адаптации.
Развитие деятельности спортивного клуба в школе №90 обеспечивают учителя физической культуры, прошедшие курсы повышения квалификации по адаптивной физической культуре. Широкий спектр инициатив клуба включает:
– уроки физической культуры по разделам «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Спортивные игры», «Утренняя зарядка»;
– спортивные фестивали, праздники и соревнования;
– туристические походы в выходные дни и в период каникул;
– спортивные программы летнего оздоровительного лагеря.
Регулярный характер этих инициатив способствует увеличению двигательной активности школьников, приобщению их к доступной спортивной деятельности, интересному проведению досуга, развитию собственных творческих инициатив, формированию здорового образа жизни и безопасного поведения.
Школьный спортивный клуб работает согласно календарному плану по предварительно составленному расписанию.
В планировании физкультурно-оздоровительных мероприятий определяющую роль играет постоянно действующий совет школьного спортивного клуба. Он объединяет учителей физкультуры, представителей администрации школы, медицинских работников, родителей. Совет анализирует занятость учащихся, индивидуальные возможности здоровья потенциальных участников мероприятий, дифференцирует уровни требований к их двигательной активности, планирует формат проведения мероприятий, что в итоге обеспечивает максимально широкий охват школьников.
В соответствии с принципами максимальной доступности для школьников с особенностями общего и психического развития клубом проводятся соревнования по легкой атлетике, пионерболу, баскетболу, бадминтону, шашкам, настольному теннису, мини-футболу.
Работа клуба позволила обеспечить более широкое участие воспитанников школы в ежегодных городских соревнованиях, объединяющих ребят с ограниченными возможностями здоровья, в спартакиаде «Надежда», которая проходит под эгидой Московского центра «Патриот.Спорт». Более того, год от года растет число завоеванных учащимися школы в этой спартакиаде призовых мест.
Работа клуба не только повышает качество проводимых школой спортивных мероприятий, но и формирует у родителей учащихся позитивное отношение к занятиям спортом, к семейному спортивному досугу.
– Уроки физической культуры у нас с сестрой одни из самых любимых в школе, – признается шестиклассник Павел Луканин. – На уроках мы пробуем свои силы в разных спортивных играх. С удовольствием посещаем секции дополнительного образования «Настольный теннис» и «Туризм».
Подтверждают эту увлеченность и слова мамы учеников Ольги Вячеславовны:
– Дети действительно с удовольствием посещают занятия спортивного клуба школы, учувствуют в соревнованиях, им нравятся командные игры со сверстниками. У детей улучшилось физическое самочувствие, стабилизировался эмоциональный фон.
Подобных отзывов много, и это указывает на востребованность инициатив и проектов спортивного клуба, умение педагогов грамотно работать с детьми, эффективно планировать деятельность групп оздоровительной направленности. Опыт развития школьного спортивного клуба в школе №90 показывает, что это объединение не просто интересная управленческая инициатива, но необходимый сегодня школам инструмент настройки современной здоровьесберегающей и комфортной для учащихся и их родителей образовательной среды.
Александр ТЕМНОВ, педагог по физической культуре школы №90 имени Героя Советского Союза Е.Г.Ларикова
Комментарии