Театр им. Евгения Вахтангова закрыл театральный 95-ый сезон. Закрыл шумно и весело, как до недавнего времени это было свойственно Арбату – местоположение обязывает! И сейчас, когда художники и артисты отсюда изгнаны, театр, выйдя на улицу и словно возмещая утрату, организовал удивительный праздник – концерт на все вкусы и возрасты.
У труппы начинается летний – гастрольный сезон. Все – на лоно природы, а артисты и их художественный руководитель – за новую работу. Через неделю вахтанговцы покажут своего объездившего полмира «Евгения Онегина» в Италии на фестивале в Сполето, продолжая мировое турне спектакля. Затем – Греция, где по приглашению Национального театра Римас Туминас с группой своих актеров будет ставить «Царя Эдипа» Софокла и не где-нибудь, а в самом старом театре мира – в Эпидавре. А потом – Китай и большие гастроли в столице Башкирии Уфе.
Но сегодня – прощание. Разлука будет не очень долгой – меньше двух с половиной месяцев, а потому и прощание должно быть легким и веселым. Этой традиции – выходить на уличную сцену, построенную возле театра, в день последнего спектакля – седьмой год. И год от года зрителей все прибывает, и год от года сюрпризы, которые готовит театр своим гостям – все неожиданнее, изумляя радостными открытиями.
Ведущим в этот раз был Александр Олешко, для начала представивший молодых гостей театра – музыкальную группу «Сухие» и ее юную солистку Анастасию Пальчикову с песнями, наиболее близкими их сверстникам.
Их сменил заслуженный артист России Игорь Карташев, недавно принятый в труппу ведущий актер расформированного Театра им. Рубена Симонова, спевший песню о театре.
Представляя следующего участника, ведущий не преминул похвастать достижениями прошедшего сезона, среди которых – награды самых престижных театральных фестивалей России. Ну, и, конечно, афишей, пополнившейся в этом сезоне небывалым количеством разнообразных премьер. Среди них – и «Минетти» Томаса Бернхарда. Фрагмент из спектакля – пародийный диалог Ромео и Джульетты из знаменитой трагедии Шекспира играет один человек – трогательный клоун в исполнении Максима Севриновского, которому для перевоплощения из юноши в девушку требуется лишь одна маленькая деталь: приставить к голове искусственный цветочек внушительных размеров.
А за ним – сцена из другой премьеры – «Питера Пэна» в постановке Александра Коручекова для маленьких зрителей в исполнении студентов Щукинского училища – жизнерадостных, озорных, к тому же так зажигательно танцующих, что, кажется, среди публики не осталось никого, кто не приплясывал бы в такт с актерами. И прав был ведущий, отметивший «омолаживающий эффект» театра, когда даже солидные мужи становятся мальчишками.
Вслед за ними выступил мэтр – ректор ВТУ имени Щукина и ведущий актер Театра им. Вахтангова народный артист России Евгений Князев.
«Все, чем живу – сыграю, все, что смогу – спою», – ах, как трудно было предположить, что мастер чего-то не может – настолько наполнена, насыщенна интонациями его мелодекламация, его песня. Не о себе ли самом он пел, что актерство «можно назвать работой, но лучше назвать – судьбой!». И с такой же яркостью, страстностью прозвучали его стихи о свободе, что подобны танго Астора Пьяццолы.
В духе театральных капустников – выступление Евгения Косырева с пародийным фрагментом еще одной успешной премьеры сезона – «Грозы» по пьесе Александра Островского в постановке Уланбека Баялиева, появившегося в облике… Странницы.
Юлия Рутберг – исполнительница одной из ролей в другой премьере театра – «Девичник над вечным покоем» Айвона Менчелла, поставленной Альгирдасом Латенасом. Совпадение ли, что вскоре после выхода спектакля и она, и Мария Есипенко, сыгравшая ее подругу, были удостоены звания «народных артистов РФ»? Конечно же, и они, и их партнер по спектаклю Юрий Красков появились на сцене. Он – сыграв на концертино, Юлия Рутберг – с песней Окуджавы, а потом и песней из репертуара Эдит Пиаф, Мария Есипенко – с песней Леонида Утесова в дуэте с Александром Олешко.
«Но ты, художник, твердо веруй в начала и концы», – с таким поэтическим пожеланием, почерпнутым из поэмы Блока «Возмездие», выступил умудренный жизненным опытом и долгой творческой жизнью заслуженный артист РФ Алексей Кузнецов, отметивший в этом году свое 75-летие. Что ж, элегическая грусть есенинских строк «Мы теперь уходим понемногу..» вполне объяснима: театр пережил невосполнимые утраты – ушли из жизни и Галина Коновалова, и Юрий Яковлев. Но праздник есть праздник, и артист завершил свой выход остроумной басней.
«Бег» – спектакль Юрия Бутусова по роману Михаила Булгакова, одна из интереснейших премьер не только театра, но и Москвы. А один из самых ярких персонажей – генерал Чарнота в исполнении Артура Иванова, актера молодого, но с такой редкой индивидуальностью, что не запомнить его невозможно. Его песня о необходимости бегства и невозможности этого, о том, что «я остаюсь, чтобы жить», исполнена с таким беспощадно-открытым темпераментом, на таком кураже, что, кажется, весь Арбат всколыхнулся в том же ритме. А публика взорвалась криками восторга. И, кажется, после этого выходить кому-либо на сцену – огромный риск.
Но смельчак нашелся. Хрупкая маленькая женщина, которая из каждой песни способна создать совершенный спектакль в миниатюре – Елена Камбурова. Нет, она не работает в Вахтанговском, продолжая творить и руководить своим удивительным театре Музыки и Поэзии. Здесь она – давний и близкий друг. А ее невыразимо прекрасное исполнение лирических песен Булата Окуджавы, в которых слова вторят мелодии, в этот теплый вечер на родной улице поэта проникало в самую глубь души людей, собравшихся у любимого театра.
И – апофеоз: выход актеров, только что отыгравших один из самых сложных и самых ярких спектаклей – «Евгения Онегина»: и старшее поколение, и среднее, и молодежь – единый театр, одна семья. Но театра без зрителя – его зрителя – быть не может, что от имени всей труппы и высказал Сергей Маковецкий, в конце горячего спича поблагодарив зрителей за любовь и верность. «Мы с вами не расстаемся, мы с вами прощаемся на какое-то время, чтобы соскучиться друг по другу», – заметил он, пообещав в новом сезоне новые яркие премьеры.
А Римас Туминас, размышляя вслух, зачем нужен театр, пришел к выводу, что «театр спасает мою жизнь. И вашу, и нашу. Это – самое драгоценное, что есть у нас. Театр ведет нас по пути к празднику, где мы верим, что смерти – нет». И уже собрался удалиться, как ведущий его остановил: «Сезон – закрыт»? «Сезон – закрыт», провозгласил художественный руководитель, вызвав ликование труппы и … фейерверк с золотым дождем откуда-то сверху…
Нила Петрова, Данила Потапов
Фото Данилы Потапова
Комментарии