Вот уже несколько лет один из самых популярных предметов у школьников при сдаче ЕГЭ – обществознание. И это неудивительно, так как результаты ЕГЭ по обществознанию необходимы для поступления на все гуманитарные специальности. Вот почему армия желающих проверить свои знания по этому предмету растет из года в год. В 2013 году данный экзамен будет сдавать практически половина выпускников.
По сути, предмет «Обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках следующих гуманитарных наук: экономика, юриспруденция, философия, социология, политология и в некоторой степени история. Именно поэтому для получения хороших результатов необходима тщательная и заблаговременная подготовка. Ежегодно наибольшие трудности учащиеся испытывают при выполнении задания С9, за которым традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai – опыт, набросок) – малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь» (Современная энциклопедия). Оно не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую трактовку предмета, его задача – высказать мнение. Эссе по обществознанию – творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Общеизвестно, что немногим выпускникам удается написать эссе, максимально удовлетворяющее критериям, а ведь от успешного выполнения этого задания порой зависит и успешность всего экзамена в целом. По итогам прошлого учебного года из 40 учащихся нашей школы, сдававших ЕГЭ по обществознанию, 1 балл за сочинение получили 3 выпускника, 2 балла – 3 выпускника, 3 балла – 18 выпускников, 4 балла – 15 выпускников и только 1 выпускник получил максимальное количество баллов. Каким же образом можно достичь более высоких результатов?Предлагаю на суд коллег алгоритм, который поможет ученикам тщательнее подготовиться к экзамену.Алгоритм выполнения задания С9I абзац состоит из двух частей.1) Необходимо указать, какую проблему поднимает автор в данном высказывании.Фразы-клише:В данном высказывании автор поднимает проблему…- значимости (чего-либо…),- роли (чего-либо…) в жизни человека и общества.2) Важно указать актуальность данной проблемы. Фразы-клише:Данная проблема является актуальной в условиях…В своей жизни я неоднократно задумывался над этим…Данная тема актуальна для меня лично…Для общества в целом…Для современной России…Для всего человечества…(если в высказывании поднята глобальная проблема). II абзац состоит из трех частей.1) Необходимо представить автора.2) Раскрыть смысл высказывания своими словами (не цитируя автора).3) Сказать, согласен или нет с мнением автора.Фразы-клише ко второй части второго абзаца:Смысл данного высказывания состоит в том, что…Автор обращает наше внимание на то, что…Автор убежден в том, что…Фразы-клише к третьей части второго абзаца:Я готов(а) согласиться с мнением автора…Я готов(а) разделить точку зрения автора…Я готов(а) согласиться с автором в той части высказывания, где он…Я готов(а) поспорить с мнением автора…Автор был прав, утверждая, что…Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора, по поводу… но не могу согласиться…III абзац состоит из двух частей.1) Теоретическое аргументирование. Необходимо раскрыть смысл обществоведческих терминов и понятий.2) Практическая аргументация. Аргументы должны обосновать собственную позицию.Подтвердить свою точку зрения фактами и примерами из жизни, литературы, истории, СМИ.IV абзац состоит из одной части – вывод.Вывод не должен дословно совпадать с суждением, он сводит воедино идеи аргументов и подводит итог рассуждений.Фразы-клише:Данная проблема столь многогранна, что дать однозначную оценку весьма сложно…Проблема, поднятая автором, имеет ряд аспектов, я в своем сочинении попытался(лась) раскрыть лишь один (некоторые) из них. Остальные остались за рамками моего сочинения.Тема для дискуссий остается открытой…Я имею иную точку зрения, отличную от авторской…Таким образом, можно сделать вывод…Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…Подводя итоги, можно перечислить вопросы, которые связаны с данной проблемой (темой), но остались нераскрытыми…Выбор темы эссе также является ответственной задачей. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:- имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;- ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);- может выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);- владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);- сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.Стоит отметить, что данная методика не должна ограничивать выпускника, наоборот, необходимо, чтобы работа была свободной, творческой. Предлагаю вам некоторые работы выпускников нашей школы. Эссе-сочинение на тему «Права детей в руках взрослых»Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка. Ф.М.ДостоевскийНе только в прошлом, но и в наше время, когда отдельные государства отличаются чрезвычайно высоким уровнем жизни, когда богатейшие державы мира тратят миллиарды на вооружение, когда граждане этих государств покупают предметы роскоши, когда столь развита индустрия сельского хозяйства, миллионы детей угасают, деградируют без самого необходимого хотя бы для физического развития.Увеличились темпы роста детской преступности, молодеют наркомания и алкоголизм. В странах третьего мира очень высок уровень детской смертности, в некоторых регионах сложилась серьезная проблема с детским питанием. На дворе экономический кризис, и он прежде всего губит детство.Конечно, со времен Достоевского изменилось очень многое и в отрасли права.Система современного права более гуманна и развита, но вопрос остается открытым. Есть много документов, указов, защищающих права ребенка, но дело даже не в том, нарушаются ли эти права, исполняются ли законы. Проблема, особенно в нашей стране, состоит еще вот в чем: очень низок уровень правовой культуры. Именно по этой причине нарушаются права ребенка.Один из основных документов – Декларация прав ребенка, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, играющая большую роль в защите детства. Ее содержание было призывом к справедливости в отношении детей.Однако мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что декларации носят рекомендательный характер и их нормы необязательны для исполнения. Другое дело – конвенция, которая исполняется теми, кто ее подписал. Работа над ней началась в Международный год ребенка (1979), 20 ноября 1989 конвенция была единогласно принята Генеральной Ассамблей ООН, и через год она была ратифицирована нашей страной.Считаю, что каждый ребенок должен ознакомиться с Конвенцией о правах ребенка. Некоторые положения конвенции непривычны для обыденного сознания и могут вызвать неправильное восприятие и ошибочную трактовку. Так, право на свободное выражение мысли, воспринятое буквально, может вылиться в неуважительное отношение к взрослым, стать благотворной почвой для хамства. Как видно, любой закон – палка о двух концах, поэтому следует напомнить, что права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свобода другого человека. Права детей в руках взрослых? Думаю, да, бесспорно, права подрастающего поколения именно в руках взрослых, которые и приняли все нормативные акты, защищающие права детей, они осуществляют контроль за реализацией этих прав. В свою очередь дети очень сильно зависят от взрослых, которые нарушают права ребенка. Но бывает и по-другому, дети очень часто злоупотребляют своими правами, а местные власти готовы раздуть из любого инцидента международный скандал, что очень хорошо прослеживается в странах Европы и США. Да, на Западе с этим все строго и зачастую утрированно. Видимо, даже в такой теме, как права ребенка, сохраняется старый добрый принцип «все относительно», поэтому я поставил многоточие в название эссе…Эссе-сочинение на тему «Торжество над самим собой есть венец философии» (Диоген)Я готов согласиться со словами Диогена и принимаю его точку зрения. Но чтобы утверждать так или иначе, нужно знать, кто этот человек и чем он занимался.Диоген из Синопа – бывший владелец чеканной мастерской, осужденный за порчу монеты и проданный в рабство; человек, кричавший на невольничьем рынке: «Кто хочет купить себе господина?!» Диоген, бросивший вызов моральным устоям и общественным ценностям Афин того времени – один из немногочисленных философов, проповедовавших так, как живут, и живших так, как проповедуют.Он вел нищенский и аскетичный образ жизни: спал в бочке, служившей ему домом, ел в основном чечевицу и капусту. Конечно, образ жизни этого мыслителя многих заставляет задуматься о его адекватности, да и сам философ называл себя «собака-Диоген». Он всю жизнь старался очистить себя от всего лишнего и искренне считал, что через внешний аскетизм можно прийти к мудрости и гармонии.Но вернемся к высказыванию. Попытаюсь раскрыть его смысл. Я бы особо выделил слово «торжество». Торжествуют, когда рады чему-либо: удаче, победе. Думаю, философ хотел сказать именно это. Диогеново торжество – это торжество победы над самим собой, что можно подтвердить примером из жизни Диогена. Однажды он сидел у ручья и наблюдал за маленьким мальчиком, который пил воду, зачерпывая ее руками. Мыслитель воскликнул: «Этот мальчик превзошел меня в простоте» – и после этого Диоген выкинул свою миску, которой раньше черпал воду. Тогда у ручья Диоген, как он сам считал, приблизился на шаг к простоте, восторжествовав над самим собой и избавившись от лишнего.Именно торжество над собой после усилия и борьбы спасает многих. Без него мы не имели бы таких удивительных рекордов в спорте. Вспомните нашу паралимпийскую сборную, показавшую гораздо лучший результат, чем сборная физически полноценных людей. Победа над собой усилием воли помогает достичь таких высот. Без этого мы бы не выиграли войну, только сила духа позволяла бойцам идти в бой с одной винтовкой на двоих, а летчику Маресьеву станцевать «Яблочко» на протезах. Все это примеры победы над самим собой. Я бы сказал, что торжество над самим собой есть венец не просто философии, а философии жизни, что, конечно, является отдельной темой для дискуссии. Нужно ли человеку жить, превозмогая себя, торжествуя над собой, или жить в праздности?! Каждый сам решает, что ему лучше и ближе. В любом случае тема остается открытой.Лилиана АГАЯН, учитель истории и обществознания средней школы №75 Краснодара
Комментарии