search
main
0

Клининг – это по нашему. Зоя ДАНИЛОВА, директор колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23, председатель Совета директоров профильных колледжей сферы потребительского рынка и услуг

– Не так давно был избран отраслевой Совет колледжей, готовящих специалистов для Департамента потребительского рынка и услуг и составляющих 29% от общего числа колледжей. Опыт сотрудничества московских колледжей с предприятиями реального сектора экономики в 2005-2007 годах показал, что прорыва в новом подходе к подготовке квалифицированных кадров на основе социального партнерства с использованием ресурса работодателей для совместной реализации профессиональных программ, модернизации материально-технической базы колледжей, на который в определенной степени рассчитывала система профессионального образования, не произошло.

Не имея достаточных правовых оснований для инвестиций в образовательную среду, бизнес-структуры создают собственные учебные центры, предпочитая готовить свои кадры на рабочих местах, не решая кадровую проблему отрасли в целом. Анализируя сложившуюся ситуацию, следует отметить причины пассивности и потребительского отношения субъектов экономической деятельности к учреждениям профессионального образования, это:

– отсутствие гарантий трудоустройства выпускников колледжей на базовых предприятиях социальных партнеров;

– отсутствие гарантий защиты инвестиций работодателей;

– отсутствие реальной возможности влиять на образовательную политику колледжей, прежде всего содержательную часть образовательных программ;

– и самое главное, отсутствие нормативно-правовой базы для интеграции учреждений профессионального образования и предприятий.

С вступлением России в ВТО возможен приход иностранных образовательных структур, которые могут привлечь часть московской молодежи, обострив и без того сложную проблему набора абитуриентов.

Поэтому необходимо устранить все препятствия на пути реальной интеграции учебного и производственного процессов. А также создать базу для организационной интеграции с целью создания совместных учебно-производственных структур со смешанным финансированием в соответствии с формулой: от социального партнерства к соучредительству.

Тогда вместе с бизнесом в образование придет и эффективный менеджмент, что, безусловно, положительно отразится и на инновационной, и на маркетинговой политике деятельности московских колледжей.

Для этого в целях реализации программы «Рабочие кадры» предлагаю:

привлечь отраслевые ассоциации работодателей в качестве соисполнителей заказа на разработку образовательных стандартов по новым профессиям и специальностям в рамках реализации инновационных образовательных программ колледжей;

создать нормативно-правовую базу для реализации института соучредительства и софинансирования учреждений профессионального образования со стороны социальных партнеров, предусматривающую гарантии защиты инвестиций базовых предприятий в образование и реальное участие работодателей в образовательном процессе с целью повышения его качества (такой закон должен содержать четкое юридическое понятие базового предприятия). Проблемы комплектования колледжей сейчас стоят очень остро, и они зависят не только от демографического провала. Необходимо соблюдать баланс интересов личности ребенка, а также работодателей на рынке труда.

В Восточном округе Москвы сложилась определенная система взаимопонимания между колледжами и школами. Однако резкое сокращение количества детей толкает нас к проведению работы в тесном взаимодействии с педагогическими коллективами. Мы продолжаем работать с разными детьми, которые не могут или не хотят по каким-то причинам учиться в школе. Двери каждого колледжа открыты для учащихся. В колледже индустрии гостеприимства и менеджмента №23 обучаются дети-сироты и дети-инвалиды. Мы не испытываем проблем с набором. Но контингент продолжает уменьшаться, и мы должны вводить новые престижные специальности и профессии, подкрепляя это административными решениями. Потребительский рынок ставит перед нами огромные задачи – ему требуется 28 тысяч специалистов. Мы открыли новые специальности, в том числе подготовку по профессии «машинист уборочных машин – клинер», таких специалистов потребуется много тысяч. Но какова бы ни была потребность, мы не сможем решить проблему дефицита кадров, принимая на работу только юных москвичей. Тут мы, конечно, должны учитывать развитие личности ребенка, который в конечном итоге всегда хочет стать космонавтом. Поэтому нам необходимо сосредоточить внимание на переподготовке взрослого населения.

Сегодня нам имеет смысл формировать план приема молодежи на основе реальных договоров с работодателями, предусматривающих обязанности работодателей по трудоустройству выпускников, а выпускников – трудоустраиваться на соответствующие предприятия. Эти договоры с базовыми предприятиями должны также предусматривать взаимные обязательства по совместному использованию учебных и производственных площадей, технологического оборудования.

Проводя наступательную маркетинговую политику на стыке взаимодействия рынка образования и рынка труда, московские колледжи могли бы сыграть существенную роль в формировании механизма установления баланса спроса молодежи и работодателей, исключающего перепроизводство образовательных услуг и специалистов, что способствует снижению уровня безработицы среди молодежи и в конечном итоге направлено на решение кадровой проблемы города.

Для реализации такого механизма необходимо, с одной стороны, на рынке труда заключать договоры о целевой подготовке квалифицированных кадров «под заказ» работодателей, а с другой стороны, на рынке образования проводить политику эффективной профессиональной ориентации и выстраивать образовательную траекторию на основе двух принципов:

– принципа опережающего профессионального образования школьников, предполагающего совмещение обучения в школе и колледже (по аналогии с распространенной в Европе дуальной системой обучения);

– принципа опережающего профессионального и карьерного роста студентов, предполагающего совмещение обучения в колледже и работы на базовых предприятиях.

Я думаю, необходимо изучить опыт реализации дуальной системы обучения и трансформировать ее применительно к московскому образованию

Кроме того, уже понятно, что нужно провести эксперимент по реализации механизма установления баланса между спросом потребителей образовательных услуг и спросом работодателей на подготовленные кадры на базе 2-3 колледжей, осуществляющих целевую подготовку кадров по реальным договорам и имеющих договоры о сотрудничестве с общеобразовательными школами.

Такие подходы к решению кадровой проблемы города позволят системе профессионального образования Москвы не только уменьшить сроки подготовки квалифицированных кадров, затраты на обучение, но и повысить качество профессионального образования, подготовки специалистов, соответствующих современным запросам работодателей, а также повысить устойчивость и конкурентоспособность самой системы профессионального образования.

Сегодня важно развивать формы отраслевой интеграции профессиональных колледжей: обзорные публикации в отраслевых изданиях, конференции под эгидой департаментов образования и потребительского рынка, соревнования и конкурсы на призы Департамента потребительского рынка.

В свете идей целевой программы «Рабочие кадры» деятельность профессиональных колледжей может стать оптимальной, если будет системной, гибкой, очеловеченной, опирающейся на комплекс правовых, экономических методов. Мотивация, нормотворчество, экономический механизм, развитие партнерства, управление «продвижением» на рынке труда, управление информацией, а также другие перспективные технологии управления наполняют оптимальную систему управления профессиональными колледжами по подготовке специалистов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте