Информатизационные процессы все больше и больше влияют на все составляющие системы образования и воспитания: содержание, деятельность педагогических кадров, решение финансовых вопросов. Теперь всем, даже тем, кто далек от информатизации, стало ясно, что от состава и наполнения информационного фонда зависит успех поиска необходимых сведений, доля участия в творческих проектах как учителей, так и учеников.
Внедрение ИКТ в процесс преподавания всех предметов влечет за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:
контроль знаний;
лабораторный практикум;
наглядность на уроке;
самообразование (сетевое взаимодействие).
Таким образом, информатизация школы возможна лишь при одновременном развитии как технического обеспечения, так и создания единого информационного пространства всеми участниками учебного процесса.
Поэтому когда в 2006 году поступило предложение о создании межшкольного методического центра (ММЦ) элементарной комплектации, Управление образования администрации Клинского муниципального района дало безоговорочное согласие. Свою работу по созданию ММЦ мы начали с нормативно-правового обеспечения. А так как без помощи местной власти решить многие вопросы было крайне сложно или невозможно, Управление образования вышло на Совет депутатов, на котором были обсуждены цели функционирования и рамки финансовой поддержки центра.
ММЦ располагается на базе Межшкольного учебного комбината. Выбор учреждения сделан с учетом того, что оно находится в центре города и количество учеников позволяет организовать работу ММЦ без ущерба учебному процессу.
Согласно плану выполнены следующие мероприятия:
утверждено постановление администрации Клинского муниципального района по открытию ММЦ;
Управлением образования администрации Клинского муниципального района выделены денежные средства в сумме 320 тысяч рублей;
выполнены работы по электроснабжению компьютерной сети в ММЦ;
произведен ремонт класса ИКТ;
осуществлен заказ и установка мебели;
установлены решетки и двери;
проведены подбор персонала и его обучение;
подготовлена нормативная базы ММЦ (разработаны Положение о ММЦ, План обучения педагогических кадров Клинского района, предложения в Программу модернизации методической службы).
На протяжении всего периода подготовительных работ осуществлялось освещение результатов деятельности ММЦ. Для этого были задействованы самые разные каналы:
Клинское телевидение «Поиск». Программы «Новости дня» и «Прямой эфир с начальником Управления образования Аленой Сокольской».
ВВЦ, «Образовательная среда-2006»; «круглый стол» «Распространение педагогического опыта через сеть ММЦ Московской области».
Конференция в РКЦ «Модернизация методической службы».
II марафон педагогических предметов «К 80-летию Методической службы России».
Совещание заместителей директоров по учебно-воспитательной работе «Планирование повышения квалификации педагогических и руководящих кадров по ИКТ».
Основная цель работы Клинского ММЦ – создание и развитие методического, технического и кадрового потенциала района для реализации процессов информатизации. Наш центр должен органично дополнить имеющийся в районе потенциал в области повышения квалификации и методической поддержки педагогов с целью комплексного и систематического использования ИКТ в муниципальной системе образования.
Остановлюсь на тех вопросах, которые необходимо решить в первую очередь.
Ни один план не будет эффективным, если он не основан на потребностях и реальных запросах участников. Поэтому мы начали свою работу с мониторинга ИКТ-компетентности педагогических и руководящих кадров. Выяснилось, что из опрошенных 1234 учителей из 38 образовательных учреждений 82 процента хотели бы повысить знания в области информационных технологий для качественного обучения детей. При этом большая часть педагогов имеет либо начальные навыки работы на компьютере, либо вовсе не умеет обращаться с ним. Таким образом, в Клинском муниципальном районе ИКТ-грамотности необходимо обучить более 1000 педагогов, а проект субсидирует обучение только 1/5 части желающих. Как быть?
Выход из сложившейся ситуации мы видим в обучении учителей, которые впоследствии смогли бы стать в своем образовательном учреждении сетевыми методистами. Обычно так называют тех, кто обладает глубокими знаниями в области общих и частных методик обучения, является аналитиком-экспертом, отслеживающим и аннотирующим появление новых методических интернет-ресурсов, консультантом учителей-практиков. Сетевые методисты помогут создать школьную команду – сообщество педагогов, заинтересованных в освоении и использовании ИКТ в учебном процессе, и передать им полученные знания. Таким образом, получение теоретических и практических знаний пойдет через курсовую подготовку на базе своего учебного заведения. Это имеет важнейшие преимущества, в том числе и экономические, так как затраты на обучение резко уменьшатся.
Одно из направлений проекта ИСО – подключение всех школ к Интернету. Поэтому все большее количество педагогов предпочитает заниматься в электронных библиотеках. А для этого им необходимы определенные знания и навыки – умение работать с различными поисковыми системами, скачивать полученную информацию и предоставлять ее школьникам.
Несмотря на большой объем основных задач по реализации проекта планируются и дополнительные направления работы Клинского ММЦ. Именно они представляют собой внутренний потенциал успешного функционирования ММЦ после окончания реализации проекта. В их числе:
1. Работа с одаренными детьми по развитию творческих и интеллектуальных способностей к той или иной науке. На базе ММЦ планируется функционирование 6 межшкольных факультативов (физика, биология, химия, математика, английский язык, школа юного филолога) общей численностью 434 ученика.
Учебно-исследовательская деятельность – одна из основополагающих в работе с одаренными детьми в межшкольных факультативах по предметам. Исследовательская работа школьников – не самоцель, а средство личностного развития и формирования мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика. Пока это диалог двух людей. Но с помощью Интернета количество участников учебно-исследовательской деятельности может резко увеличиться, а значит, у школьника появится больше возможностей участвовать в фестивалях, конкурсах, конгрессах, конференциях и других мероприятиях. Это в свою очередь позволит нашим детям стать более успешными.
2. Методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Если рассматривать ММЦ как звено в системе методической службы, обеспечивающей практическую образовательную политику, становится понятным, что он должен превратиться в ресурсный центр по сопровождению образовательных реформ, например, профильного обучения. Началом данной работы является системная профориентационная работа. В Клинском муниципальном районе с 2005 года во всех общеобразовательных учреждениях введена предпрофильная подготовка, а в ряде школ – профильное обучение.
В этих условиях большое внимание уделяется методическому обеспечению этого процесса, разработке и систематизации элективных курсов, апробации новых учебных планов. Так, в 2005-2006 учебном году в старшей школе БУП-2004 использовали только 4 образовательных учреждения. В 2007 году по нему работало уже 8 школ, из них четыре использовали БУП-2004 на всех ступенях обучения. Важнейшее звено этой работы – мониторинг ее эффективности.
3. Оказание дополнительных образовательных и консультационных услуг в области использования ИКТ населению муниципалитета.
На наш взгляд, дальнейшее сохранение, наращивание и расширение возможностей ММЦ станет возможным при переводе части функций на коммерческую основу. На базе этой структуры могут проводиться занятия, дополнительные специализированные курсы и семинары по заявкам образовательных учреждений, Центра занятости населения, администрации города, предприятий и различных структур, финансируемые за счет заказчика. Условия проведения таких мероприятий определяются отдельным договором сторон.
Анализ итогов I этапа реализации проекта ИСО в части создания ММЦ в Клинском муниципальном районе показал, что, несмотря на значительные результаты, немало и проблем, требующих решения:
несогласованность действий по некоторым направлениям значительно усложняет и снижает эффективность принимаемых мер;
отсутствуют системность и планомерность создания технической базы ММЦ;
малоэффективное использование имеющейся компьютерной техники образовательными учреждениями.
Но, несмотря ни на что, работа идет и продолжается. Мы надеемся, что с помощью ММЦ удастся создать условия для реализации самых важных возможностей личности не только учителя, но и ученика.
Лариса СМИРНОВА, директор ММЦ №1, методист Управления образования администрации Клинского муниципального района
Комментарии