В настоящее время есть большое количество цифровых образовательных инструментов, ресурсов и сайтов, которые дают возможность педагогам сделать процесс обучения познавательным и увлекательным, повысить мотивацию к обучению в целом. В основном это уже готовые тренировочные задания, тесты, ролевые игры и упражнения. Но у педагогов достаточно часто возникает желание создавать собственные учебные материалы, ориентируясь на индивидуальные потребности, запросы и интересы учащихся. Для того чтобы осуществлять свои задумки, учителю нужен такой инструмент, а лучше среда с разнообразными инструментами, в которой можно быстро и легко создавать необходимые материалы к урокам и индивидуальным занятиям. К сожалению, такого рода сред очень мало на рынке программного обеспечения для школьного образования. Самые популярные инструментальные среды для начальной школы – лого-среды (ПервоЛого, ЛогоМиры).
Еще один пример универсальной мультимедийной среды для дошкольников и учащихся начальной школы – «Кликер. Живое слово», работающий на платформе Windows и Macintosh и предназначенный для обучения чтению и письму, развитию речи у младших школьников и коррекционной работы.Учитель может создавать полезные и привлекательные учебные материалы по разным предметам (литературное чтение, развитие речи, обучение грамоте, русский язык, математика, информатика, окружающий мир), использовать в учебной, проектной и внеурочной деятельности. Поддержка большого числа различных форматов мультимедийных файлов обеспечит возможность создания учебных материалов с использованием ресурсов Интернета. В этой программе есть текстовый редактор с функцией озвучивания. В нем можно писать слова, фразы и тексты с использованием клавиатуры или без нее, выкладывая слова и предложения из карточек. Все, что учащийся написал, будет прочтено компьютером. Для начинающего читателя и писателя возможность экспериментировать с картинками, словами, написанными на карточках, комбинировать сочетания букв и слов и слушать, как звучит то, что ты создал, очень важна. Ситуация, в которую попадает ребенок, мотивирует его к исследованию, поиску решения, подбору вариантов и приводит к тому, что он добивается нужного результата. Предположим, что учащийся только осваивает буквы, пытается запомнить, как они звучат и где находятся на клавиатуре. Для такого ученика будут предложены карточки с буквами, со словами и картинками. Он может начать устанавливать соответствие между карточками, буквами и картинками, словами и картинками. Результат каждого действия будет озвучен, а разных интересных заданий великое множество. Если ребенок хорошо знаком с буквами и уже пытается читать, а значит, и может написать что-то, ему предлагают складывать из букв слова, а из слов – предложения и слушать, что получилось. Если ребенок не знает, как писать какое-то слово, он может взять карточку с уже написанным словом или картинку и вставить в предложение. Что получилось, можно послушать, увидеть ошибки и их поправить. В коллекции программы много разных текстов, которые годятся для изучения в букварный период. Ребенок может читать их сам, а может слушать, как это, не спеша, делает компьютер, выделяя в тексте каждое читаемое слово, что приучает ребенка двигаться по тексту справа налево, следя глазами за каждым следующим словом. После текста есть задания, связанные с реконструкцией текста. В нем могут быть пропущены слова, и нужно вставлять их, выбирая из коллекции, расположенной тут же, или, что, конечно, сложнее, набирать пропущенные слова на клавиатуре. Результат можно послушать. Если ты все напутал, получится смешно, но все можно быстро поправить и двигаться дальше. Очень важно для работы учителя, что он сам может создать текст для работы ребенка и предложить ему созданные им самим упражнения. Можно редактировать текст или настроить и расширить систему проверки правописания.Озвучить текст можно целиком, любую его часть или только слова, в том числе в процессе ввода или по завершении всей работы. Возможность услышать то, что ты написал, ускоряет процесс обучения, делает его более эффективным, повышает мотивацию учащихся, которые учатся читать. Произносится текст тогда, когда поставлена точка, что поощряет использование знаков препинания, о которых дети часто забывают. Например, напечатаем предложение: «Если я сделаю ощибку Кликер по преднему будет читдть мне». Возможность прослушать написанное – отличный инструмент самопроверки!Использование интернет-сайтов может послужить отличным мотивирующим фактором для некоторых детей, которые испытывают трудности при чтении нового текста, даже если понимают основную идею. Удерживая Shift, щелкнуть внутри текстового поля, чтобы появился курсор, выделить необходимый абзац и перетащить текст. Навести курсор на кнопку «Динамика» и включить его, чтобы текст был озвучен. Это замечательно для детей, у которых возникают проблемы, которые испытывают стресс при самостоятельном чтении. Кликер способствует развитию коммуникативных общеучебных навыков и творческих способностей учащихся;Программа содержит:- графический редактор; – текстовый редактор с автоматической проверкой орфографии;- аудио- и видеоредакторы;- наборы примеров учебных материалов; – шаблоны;- пошаговые инструкции по разработке и использованию учебных материалов (также полную версию инструкции можно найти на сайте Института новых технологий http://www.int-edu.ru, в формате .pdf ).Учитель и ученик могут:создавать экранные кнопки со словами (текстами) и/или картинками;составлять предложения и тексты из слов, фраз и картинок путем нажатия на соответствующие экранные кнопки;озвучивать тексты и экранные кнопки;редактировать произношение слов и фраз;вставлять гиперссылки, размещать созданные материалы в Интернете и импортировать ресурсы из Интернета; импортировать фрагменты аудио- и видеозаписей;вставлять ресурсы из встроенной библиотеки изображений (более 1500 единиц), фотографии, изображения встречающихся предметов, животных, цветов, людей, картин природы и т. д.;создавать собственные коллекции изображений, звуков и видео. Примеры заданий (на русском и английском языках) по темам:- география (побережье, миграция, типы домов);Программу «Кликер» можно использовать при изучении как русского, так и английского языка. С ее помощью у более старших детей (2-4-й класс) можно воспитывать важнейшие читательские компетентности, что требуется во ФГОС НОО. Начав работать с «Кликером» в 1-м классе, мы обнаружили огромный потенциал у этого продукта. Он очень нравится детям, позволяет каждому решать, обучаясь чтению и письму, ровно те задачи, которые ему по плечу, двигаться в индивидуальном темпе, не теряя интереса к учению.Анна АРХИПОВА, методист Центра информационных технологий и учебного оборудования, учитель начальных классов ЦО «Технологии обучения»
Комментарии