– …А Султан у меня – само очарование. Хотя ему очень тяжело учиться: папа с утра до вечера занят, мама с братишкой сидит. И главное, в семье говорят на азербайджанском. Султану трудно, например, написать изложение – он не понимает значения, смысла многих слов. И ошибки у него бывают, потому что не может подобрать проверочное. Я с мамой договорилась побольше читать книги наших классиков и чтобы дома почаще звучала русская речь…
И знаете, как мальчик вырос! Он с удовольствием идет в школу. Как солнышко, входит в класс. Всем улыбается, всем доволен…
Я шла в эту школу на один урок, а осталась едва не до вечера. Причем ни мне, ни учительнице не пришло в голову посмотреть на часы.
– …Вот с Женей, заметили, сложности: неуправляем. Вчера, например, мама мне рассказывает: «Ходили с ним в цирк. Вошли в метро, и он стал так громко смеяться, толкаться с ребятами с нашего двора. Так мне стало стыдно, ужасно. Что делать?»
Я говорю: «Не расстраивайтесь, он еще маленький, без тормозов. Наверное, нам нужно переждать какое-то время, не дергать мальчика. Давайте пока не будем фиксировать внимание на его недостатках. А, наоборот, лучше побольше искать положительных моментов, хвалить почаще. Он, конечно, проблемный сегодня, но из него толк выйдет, это точно».
…Отчего наши дети страдают? Отчего из проблемных становятся трудными и уже неисправимыми? Скажете, этим повезло, тем – нет. Воля случая. Предположим, пришел тот же Женя в другой первый класс, к другой учительнице. Он неусидчивый, вертлявый, гиперактивный. И та его сразу записывает в хулиганы. Малыш с ходу попадает в группу риска. И это клеймо, и обидная кличка прилепляются на всю жизнь. Такие дети сами говорят: «Я знаю, даже если очень хорошо выучу урок, все равно получу трояк». А тот же отличник, который всегда был на хорошем счету, даже если ошибся, знает, что ему сделают поблажку и все равно поставят завышенную отметку.
Однажды поняв это, вывела для себя формулу: настоящий педагог в разговоре с родителями будет иные и иначе акценты расставлять. Он маму-папу успокоил: ваш Женя очень хороший мальчик, в нем столько заложено интересного, но у него есть проблемы. Сегодня мы с вами должны объединить усилия, чтобы помочь ему преодолеть временные трудности. А вот урокодатель, коих сегодня немало, скажет, как ударит: «Ваш ребенок такой-сякой, он мне уроки вести не дает и вообще вы его не умеете воспитывать!» Какую позицию займет родитель? Риторический вопрос. Не скажет, так подумает: «Да пошли вы куда подальше. Меня мой сын устраивает. Он послушный, добрый. Хороший. А если вы не справляетесь с классом, то это ваши трудности». Это еще умный родитель так отреагирует, а другой, услышав такой «приговор» на родительском собрании, при всех, всыплет «своему» дома по первое число. Тем самым положив начало тройственному конфликту. Ребенок будет ненавидеть учителя за то, что он его предал. Отца, который встал на сторону учителя. Себя – неумеху и неудачника – «дуба». Обида на весь белый свет!
А ведь сверхзадача каждого взрослого, будь то родитель или учитель, – разбудить интерес малыша к самому себе. Задачу, тем более «сверх», решать трудно, хлопотно. Себе дороже…
Комментарии