Ученый должен быть не только умным, но и аккуратным и добрым – решила, поразмыслив над вопросом взрослых, группа товарищей в белых халатах, химических очках и с торчащими вихрами.
Все они пришли на пробное занятие образовательной программы «Мир исследователей «Хенкель», где любой ребенок может почувствовать себя Менделеевым. На глазах мам и пап юные химики с видимым удовольствием вылили в баночку целый тюбик ПВА, капнули туда какой-то жидкости, несколько капель красителя и тщательно перемешали. И вот – та-дам! – в их ладошках лежит хендгам – так называемая жвачка для рук, которую приятно (и полезно) разминать. Организаторы проекта обещают, что дальше школьников ждут еще большие чудеса – не только эксперименты, но и обсуждение и обработка полученных результатов, то есть полный цикл научной работы. Словом, ребята узнают на собственном опыте, каково это быть ученым.Эта полезная, бесплатная и доступная программа, рассчитанная на школьников 8-10 лет, увы, не отечественная разработка. Наш бизнес еще не созрел до того, чтобы возвращать долги обществу, как сделала это Симона Багель-Тра, председатель Комитета акционеров немецкой химической корпорации «Хенкель» и, между прочим, доктор биологических наук. В Германии инициированная ею программа, которая была разработана профессором Рурского университета Катрин Зоммер, действует уже три года. Теперь проект появился и в России – кстати, в первой из стран-партнеров, обосновавшись для начала в московском интерактивном музее «Экспериментаниум». У российских организаторов программы хорошие предчувствия о его перспективах, но и сомнения есть.- Немецкие дети и наши отличаются, – подтвердила нам один из кураторов проекта в России, она же ведущая курса, студентка РХТУ имени Менделеева Дарья Мартюхова. – Если маленьким немцам интересно, почему что-то произошло, то русским детям нравится, чтобы что-то взорвалось посильнее и погромче, чтобы было шоу. Но смысл этого проекта – после эксперимента разобраться, почему и что получилось или не получилось. Мы хотим научить ребят именно думать.Научить детей рассуждать самостоятельно – это сейчас просто необходимо, ведь у нас пока не выработался разумный подход к проектной деятельности: проекты требуют уже от первоклассников, и естественно, «отчеты» за них пишут родители. Это заметно даже в анкетах, которые должны были заполнить желающие пройти курс «Мир исследователей». Ну не может 10-летний ребенок в анкете написать, что идеальный клей должен обладать хорошей адгезией (сцеплением)! Зато один мальчик на вопрос о любимом эксперименте ответил, что выяснил, сколько времени его 5-месячная сестра ползет 1 метр до разных предметов, и оказалось, что быстрее всего она добирается до клавиатуры. Вот таких любознательных детей и объединили в первую группу «Мира исследователей». Кроме того, у столичных учителей и школьников есть возможность пригласить «Мир исследователей» в свою школу.Всего курс рассчитан на 9 занятий и состоит из двух блоков: «Клей», где ребята научатся сами готовить клеи из подручных материалов, например из картошки, и «Устойчивое развитие», в котором они узнают, как можно перерабатывать различные материалы, беречь окружающую среду и собственное здоровье.В случае успеха организаторы не исключают того, что количество групп увеличится и проект выйдет за пределы Москвы.фото автора
Комментарии