– В Костромской области есть Костромской педагогический университет, Галичское и Шарьинское педучилища, Красносельское училище художественной обработки металлов, школы. Все эти учебные заведения относятся к системе МО РФ, но подотчетны разным его управлениям, не стыкующимся в своей деятельности ни во времени, ни в пространстве, ни даже методологически. К тому же, кроме названных учреждений, оказывающих образовательные услуги населению, на территории области имеются и иные заведения – высшего профессионального, среднего специального, общего и начального профессионального образования (культпросветучилище, музучилища, различные специализированные школы). Все они раньше управлялись по “дождевому принципу”.
Но времена меняются. В силу ряда причин государство практически отказывается от “дождевого принципа”, провозглашая регионализацию в устройстве общества и соответственно в управлении. Назовем такой подход “принципом озера”. Этот принцип означает, образно говоря, что все речки впадают в одно озеро, и только одна могучая река (ресурсный потенциал) вытекает из него. И это предполагает совместное территориальное взаимодействие образовательных учреждений. Самым главным ресурсом территории оказывается тот самый “человеческий капитал”, который долгое время и в расчет не брался (традиционно речь шла о рабочей силе, трудовых ресурсах, в лучшем случае – о трудовом потенциале), а основной задачей – рациональное распределение функций по уровням (“этажам”) управления.
Такой подход – условие создания региональной системы образования в целом и одной из ее подсистем – системы экономического образования в частности. Но реализация второго аспекта требует серьезных научных исследований и практической апробации.
На наш взгляд, сегодня реальные суб’екты системы экономического образования – общеобразовательные школы (где происходит начальный образовательный процесс), средние специальные и высшие учебные заведения (где происходит обучение отдельным экономическим специальностям, а также даются элементы высшего экономического образования), а также ряд организаций: антимонопольный комитет, общество “Знание”, которые ведут просвещенческую работу с населением для формирования экономического мышления и практических навыков поведения в условиях рыночно-ориентированной экономики.
Каждый из суб’ектов добивается определенных успехов в решении задач экономического всеобуча. При этом происходит некоторое об’единение усилий. Так, например, при управлении образования администрации Костромской области создан совет по экономическому образованию, куда вошли представители облуно, ИУУ, КГПУ им. Н.А.Некрасова. Проблемы, решаемые советом, находятся в плоскости “вуз-школа”. А есть и иные плоскости. Родилось интереснейшее сотрудничество КГПУ им.Н.А.Некрасова и антимонопольного комитета с большим диапазоном форм взаимодействия по реализации экономической просвещенческой функции.
Фактически впервые в области создан производственный кластер по экономическому образованию как результат деловой стратегии университета и антимонопольного комитета. Такое об’единение усилий специалистов двух различных организаций открыло широкие возможности в реализации задач экономического образования в регионе.
Комментарии