Школа №864 расположена на Юго-Западе Москвы в районе Ясенево. Особенно чистый воздух в районе Ясенево, который даже называют форточкой Москвы. Это один из самых больших зеленых районов столицы, здесь на каждого жителя приходится по 20 квадратных метров зеленых насаждений, что превышает городскую норму в три раза.
Педагогическую целесообразность вывода детей во время обучения из школьных помещений в природную среду доказал замечательный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Школой под голубым небом называл он занятия в сельском саду «на зеленой травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зеленом лугу». Хорошее качество окружающей среды и удачное местоположение самого школьного здания свидетельствовали в пользу создания в школе новой учебной зоны – природной экспериментальной лаборатории, с помощью которой можно было решать серьезные педагогические задачи по экологическому образованию и воспитанию школьников. Директор школы Вера Работкина, биолог и эколог по образованию, решила расширить зону обитания учеников, приблизить к ним природу и создать классы под открытым небом. В практической деятельности педагоги нашли подтверждение истины, сформулированной В.А.Сухомлинским: «Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира».Предстояло взяться за новое дело – выйти за стены школы и оборудовать своими руками «зеленые классы» и, главное, предоставить возможность детям, посадив в школьном саду свое растение, расти вместе с ним, личным трудом поддерживая красоту «зеленого класса».Определив основную концепцию проекта, заручившись поддержкой коллег и найдя понимание идеи проекта родителями школьников, директор получила также одобрение окружного управления образования, префектуры Юго-Западного округа и управы района Ясенево. На подготовительном этапе шел поиск информации о возможном опыте сооружения подобных объектов, учащиеся предлагали свои варианты планирования и оформления участков. Наконец в школе узнали об интересном опыте оборудования школьных дворов силами учащихся, учителей и родителей в городе Берлине. Вскоре у школы появились немецкие партнеры. Значительную роль в продвижении проекта сыграли представители администрации и торгово-промышленной палаты города Берлина. Они привезли технологии и опыт экологического благоустройства школьного двора. К тому времени школа уже успешно работала в этом направлении и педагоги искали новые пути воспитания у учащихся потребности жить в согласии с природой, заботиться о ней, понимать ее законы и уметь грамотно ее сохранять, тем самым сохраняя и свое здоровье.Школа размещается в типовом школьном здании, состоящем из двух корпусов, соединенных между собой застекленным переходом. Для классов под открытым небом были выбраны два участка между зданиями школы по обе стороны от стеклянного перехода: западный класс для старшеклассников и восточный – для начальной школы. Предстояло решить сложную задачу разумной организации пространства участков и грамотно, с учетом законов ландшафтного дизайна и фитодизайна, заполнить участки растениями.Кроме того, мы учитывали такой немаловажный фактор, как инсоляция участков в течение дня. Поэтому более освещенный солнцем восточный участок был отдан начальным классам. Там же предусмотрели сооружение завалинки и беседки для проведения внеклассных занятий. В обоих классах во время проведения занятий используют при необходимости выносные школьные доски, пространство электрифицировано. Получился новый учебно-воспитательный комплекс на открытом воздухе. Он представляет собой оригинальный ландшафтный ансамбль малых архитектурных форм и объектов живой природы. Комплекс предназначен для учебы, отдыха, практических занятий и релаксации.Учителя пришли к единому мнению, что в образовательном процессе необходимо обучать школьников навыкам безопасного поведения в агрессивной среде мегаполиса, необходимо формировать у них первоначальные основы современной экологической, естественно-научной картины мира, в которой отведено существенное место вопросам сохранения и природы, и здоровья человека. В процессе многолетнего сотрудничества с отечественными учеными-экологами – академиком РАЕН, профессором В.Петросяном, академиком РАО, профессором РХТУ им. Менделеева Г.Ягодиным – педагогический коллектив школы пришел к убеждению, что экологическое образование детей должно стать одной из основных составляющих здоровьесберегающей образовательной стратегии школы.С открытием в школе Центра содействия укреплению здоровья обучающихся педагогический коллектив переосмыслил образовательный потенциал классов на открытом воздухе. Учителя стали использовать его как дополнительный здоровьесберегающий ресурс. Технологии, применяемые при использовании «зеленых классов», направлены на развитие эмоционально-чувственной сферы детей, к занятиям в классах подключились также школьные психологи и логопеды.Классы на открытом воздухе имеют несколько функций и призваны решать широкий спектр задач: это и учебные кабинеты, и лаборатории, и школьный ботанический сад, и площадка для внеклассных мероприятий, и место проведения экологической практики, и зона отдыха и релаксации, и учебно-опытная зона для исследований, и школьная экологическая тропа. Опыт учителей-предметников дает основание утверждать, что в классах на открытом воздухе можно проводить любые уроки при условии их грамотной подготовки. Даже если содержательно урок не связан с природой, то это не умаляет позитивного влияния природного окружения на детский организм и усвоение знаний. Уже само пребывание на природе снимает стрессы, вызывает прилив сил, подъем настроения.Вид на классы-сады открывается из многих точек школьного здания – из окон рекреаций, из оконных проемов лестничных клеток, из кабинетов психологов, из школьной столовой, а в стеклянном переходе первого этажа создается ощущение, что ты проходишь по аллее парка. Это позволяет постоянно видеть и наблюдать за сменой природы, выраженной в красках. В зимний период классы тоже не пустуют. Основные дорожки (эвакуационные пути) зимой регулярно расчищаются от снега. Это дает возможность выводить на природу детей во время уроков по природоведению, наблюдать жизнь зимнего сада, активно поддерживать птиц, подсыпая корм в птичьи кормушки.Огромную функциональную нагрузку приобретают в наших классах растения, распределение которых на участке стало специальной дизайнерской задачей. Подбор видов и группировку растений мы проводим с учетом экологических требований и композиционных правил ландшафтного дизайна. В дизайне школьного сада мы используем только устойчивые декоративные растения, не требующие никакого специального укрытия на зиму. Ученики, участвуя в посадке и подборе растений, стремятся к круглогодичной декоративности. В классах-садах достаточно растений, остающихся украшением и поздней осенью, и даже зимой.В школе уже сложилась практика ухода за садом. Каждому классу, начиная с пятого, выделена определенная делянка. Получив в 5-м классе свой участок, а это 2-3 клумбы, класс в течение 5 лет отвечает за сохранность растений, за их здоровый вид. В учебных целях учащиеся снабжают растения табличками с их названиями. Начальные классы ухаживают за клумбами перед входом в школу. Они сами выращивают из семян летники и весной высаживают их на свои клумбы. Большую помощь оказывают родители, помогая и семенами, и саженцами. Члены школьного экологического клуба «Биота» вместе с учителями-биологами следят за поддержанием биоразнообразия на участках, ведут паспортизацию растений, проводят сезонное фотографирование сада. В теоретической работе школьникам оказывают профессиональную поддержку также специалисты Ботанического сада «Аптекарский огород» МГУ. Академик РАЕН профессор-орнитолог В.Галушин консультирует школьников по привлечению в сад птиц, дети с родителями мастерят кормушки и домики для пернатых. Наш давний партнер по экологической совместной работе – природно-исторический парк «Битцевский лес» – регулярно делится с нами своими растениями; так, с помощью специалистов парка мы оформили альпийскую горку и аптекарский огород, готовим грядки для учебной практики.Внедрение проекта «Классы на открытом воздухе» в учебно-воспитательный процесс мы считаем современной оздоровительной технологией, основанной на развитии эмоционально-чувственной сферы и активном участии детей. Классы на открытом воздухе можно смело назвать классами здоровья.Наталья МУСИЕНКО, руководитель структурного подразделения школы №864
Комментарии