Мария не готовила себя с детства к труду учителя, просто не думала об этом. Но когда в последних классах школы перед ней встал естественный для выпускников вопрос, куда пойти учиться, быстро приняла решение, что лучше всего сможет реализовать себя в педагогике. Пример в семье есть: бабушка и дедушка. А математика ей нравилась больше других предметов и сопровождала всю жизнь: то книжки с интересными задачками родители покупали, то вместе играли в математические игры. В 2011 году окончила Уральский государственный педагогический университет (сначала бакалавриат, затем магистратуру). С дипломом зашла в школу, что ближе всего к дому, – гимназию №5 Екатеринбурга. Там как раз требовался учитель математики, и Мария Гаджиева вышла на работу. Первый год вела параллель пятых классов, теперь соответственно ее подопечные – шестиклашки.
«Ум в порядок приводить»- Мария Нурагаевна, все ваши ученики примерно одного возраста. Так легче, но, может быть, менее интересно, чем вести разные классы?- Одна параллель – очень хороший вариант, особенно для начинающего педагога, не нужно разбрасываться на отличающиеся уровни знаний, меняющуюся в зависимости от возраста психологию детей. Естественного разнообразия и так достаточно, тем более что два класса занимаются по учебнику Виленкина, а два других – по программе «Школа 2000» и учебнику Петерсон. В среднем звене сохраняется преемственность методик начальной школы. Мне это даже интересно, наблюдаешь, в каком из учебных пособий более эффективно дается та или иная тема. – Вам самой достаточно знаний, полученных в университете?- Теоретических – да, практических не всегда, недостаток опыта сказывается. Когда я училась в школе, к нам пришла новая учительница, до сих пор ее вспоминаю и пытаюсь воспроизводить некоторые элементы ее работы. Например, индивидуальные задания. В начале каждого урока проводится устный опрос, и пока я фронтально опрашиваю весь класс, кто-то получает индивидуальную карточку и трудится самостоятельно. Таким образом проверяются и общие знания, и личные. Кто сегодня получит карточку, заранее не угадать, это лотерея, кому повезет.- Или не повезет?- Повезет! Они понимают, что, отвечая по карточке, бывает легче получить хорошую отметку, чем при коллективном мозговом штурме. Еще с прошлого года я стала посещать уроки опытных педагогов нашей школы. Учусь у них, как строить отношения с учениками, как вести урок, как удержать дисциплину.- Дисциплина обычно один из самых сложных аспектов в работе начинающего учителя. Удается договориться с детьми?- Не все дети желают сосредоточивать внимание надолго, некоторые просто не умеют. Легче идет постижение нового материала, если ребят удается чем-то удивить, я имею в виду математику, конечно. – А если кому-то математика не интересна в принципе?- Считаю, нужно делать акцент на том, как она пригодится в будущем, в реальной жизни. Важно хорошо считать – чтобы вас не обсчитали. Решать логические задачи для грамотного выстраивания собственной логики и системы доказательств. Я стараюсь показать красоту этой науки. А математика – она везде, она вокруг нас. Важно не столько то, как вы будете знать предмет для поступления в вуз, не менее важно то, что она «ум в порядок приводит», как говорил Ломоносов. Математика не просто цифры, она придает мышлению гармонию и стройность, с ней приходит понимание сути многих вещей. Она учит рассуждать, делать выбор. Например, мы изучаем вариативность: у задачи есть несколько способов решения, и выбрать требуется тот, который удовлетворяет определенным условиям. В реальности такие ситуации складываются нередко, и знание математики может помочь решению конкретных жизненных проблем.Вот вы журналист: мне кажется, вам математика очень бы пригодилась в работе с текстом. К тому же журналисты – почти детективы, а уж детективы должны обладать феноменальной логикой, чтобы выстраивать цепочку рассуждений, и, как герои романов Агаты Кристи, не выходя из комнаты, раскрывать преступления! Или – шире – находить истину.- Да, вы увлекательно рассказываете о математике! Наверное, находите любопытные ситуации и в ее истории?- И в истории, и в настоящем. Решаем необычные задачки (ребята иногда сами их приносят, находят где-то), разбираем математические фокусы, разгадываем ребусы и кроссворды. Недавно в гимназии проходила Неделя математики, вот там мы с удовольствием поиграли. На уроках же, конечно, больше учимся.- Вы готовитесь к каждому уроку?- Да, конечно. Тетради я проверяю в школе (в начале учебного года очень много самостоятельных и контрольных работ!), но конспекты на завтрашний день готовлю обычно дома. Пока они развернутые, достаточно полные, я продумываю весь урок, немного забегаю вперед, предполагаю возможные вопросы, затруднения. Наверное, с опытом мои конспекты будут не такие развернутые, более тезисные. Но и через десять лет, я думаю, буду прорабатывать заранее каждое следующее занятие. – А если что-то пойдет не так, как вы запланировали?- Такое случается из-за различных внешних обстоятельств. Сократили урок, например. Или дети пришли несобранные. Или, наоборот, сегодня они деятельные, скорые на освоение нового материала – тогда мы быстрее движемся вперед. План урока должен быть гибким. Я учу их, они учат меняМария Гаджиева с первого года работы в школе является классным руководителем: сначала пятого «А», теперь соответственно шестого «А». Сил и времени классное руководство забирает не меньше, чем предметная деятельность. «Мне интересно с детьми общаться: я их учу, и они меня учат». – Мария Нурагаевна, чему же дети вас учат?- Благодаря им я увидела и поняла, какие люди разные. В какой-то степени они научили меня быть сильнее. Я по сути человек ранимый, сентиментальный, но в школе стараюсь этого не показывать, я должна быть неуязвима. Но не всегда получается! И дети меня защищают. Про другие классы не знаю, но в моем все ребята достаточно интеллигентные, развитые, понимающие. Однажды у меня пропал голос. Для учителя это не меньшая беда, чем для певицы, наверное. В классе стояла такая тишина, что на последних партах слышали, что я объясняю, сипяще-шипящая. Очень было приятно, что сумела заслужить такое отношение учеников. Не только моя в этом заслуга, но и родителей, и педагогов начальной школы, которые научили детей быть чуткими, уважать других.- Скажите, молодому педагогу сложно общаться с родителями, давать советы людям, которые в большинстве старше вас?- Я не имею опыта воспитания собственного ребенка. И не мне указывать родителям, которые лучше всех других людей на свете знают собственных детей, что им делать и как. Но могу что-то подсказать как педагог, ведь у меня есть специальное образование, а у них нет. Посоветовать, но не указывать, четко придерживаюсь такой позиции.- Попробую смоделировать ситуацию. Мария Нурагаевна, представим, что к вам обращается мама, дочь (или сын) которой переживает кризис переходного возраста, ссорится с родителями, не прислушивается к ним, возможно, хамит. Что вы можете посоветовать в такой (распространенной, кстати) ситуации?- Вы знаете, наше первое родительское собрание в новом учебном году было посвящено именно этому. Переходный возраст – сложное время в жизни многих, дети теряют понимание, что можно, а что нельзя. У них выстраивается собственная, а не от других полученная система приоритетов, при этом могут ломаться прежние установки. Они хотят казаться взрослыми, а взрослые не просят совета, вот и они отрицают то, что им говорят родители и учителя. Мамам и папам ни в коем случае не нужно отталкивать своего ребенка, его следует поддержать, с ним надо разговаривать, ненавязчиво, но выходить на контакт. И постараться избежать наказаний. Надо понимать, что данные сложности, во-первых, типичные, во-вторых, проходящие. Но конечно, не бросать ребенка на произвол, не оставлять полностью бесконтрольным.Пока все, что я говорю, в основном теоретические знания, полученные в вузе, но постепенно я их начинаю применять в практической деятельности классного руководителя. Конечно, мне хочется, чтобы с детьми, а их у меня 27, установились доверительные отношения. Вообще классный руководитель – это менеджер: он организует процесс, как учебный, так и внеучебный.- Вы много времени помимо уроков проводите с классом?- Вчера целый день были вместе, ездили в природный заповедник «Оленьи ручьи». Недавно устраивали капустник. В классе, когда я его приняла из рук педагога начальной школы, уже существовали определенные традиции. Это вещь хорошая, их надо поддерживать. Но их можно немного трансформировать. Теперь мы проводим праздник «Минуты славы», где каждый ученик получает время для демонстрации своих способностей и умений. Алиса у нас хорошо поет, ездит на конкурсы, скоро отправляется в Германию. Саша красиво играет на саксофоне. Егор с Настей занимаются проектной деятельностью. А Соня – мальчишка в юбке, и в футбол играет, и в баскетбол. Кто-то танцует, кто-то сочиняет стихи. Все дети занимаются в различных кружках и секциях, им есть что показать. – Мария Нурагаевна, вы одна и та же и на уроках, и во время концертов или меняетесь, стараетесь быть разной?- Вообще-то я по характеру не руководитель, но детям об этом знать не нужно! В отношениях «учитель – ученик» педагог обязан быть главным, его роль – вести за собой. Дети иногда считают себя центром вселенной. Они видят лишь настоящее. Педагог же смотрит вперед. Если он что-то требует, это нужно исполнять, потому что он знает, что будет дальше. На уроках я стараюсь быть строгой, проверяю, исполняются ли мои требования. Во внеклассном общении я другая. Но ведь и дети меняются в зависимости от условий, это нормально. Если бы все люди понимали, что такое школа… Ведь дети – неиссякаемый источник энергии! Это так много дает тем, кто рядом с ними. Но энергию требуется направить в нужное русло, и тогда все они станут звездами!.. Достойная задача для педагога. Конечно, такую задачу приходится решать не только сугубо математическими методами. Хотя, если честно, математика и здесь помогает!Екатеринбург, фото автора
Комментарии