search
main
0

Классный руководитель

С кем пойдем в разведку?

Как определить подводные течения в коллективе

заимоотношения детей внутри коллектива, все подводные течения обычно непросто выявить быстро и достаточно точно. Тут на помощь классному руководителю может прийти полюбившийся многим способ – социометрическое исследование, в основе которого – выявление у учащихся потребности в общении с определенными одноклассниками, симпатии ребят. Важно помнить, что в ходе социометрического исследования у детей спрашивают не об их взаимоотношениях, а об их желании участвовать в определенной деятельности вместе с кем-нибудь из своих товарищей. Поэтому вопросы типа “Кто твои лучшие друзья?” или “Кто тебе больше всего нравится?” – не могут быть использованы. Если попытаться дать определение этого эксперимента, не вдаваясь в научные нюансы, можно сказать, что социометрическое исследование – это способ выявления в классе лидеров и аутсайдеров (детей, отвергнутых коллективом).

Итак, как же проводить социометрическое исследование?

Для начала попросите своих учеников на листочке ответить на вопрос: “С кем бы вы хотели сидеть за одной партой больше всего? С кем бы сели, если это не получится? С кем бы сели в крайнем случае?” Варианты вопросов могут быть самыми разными: с кем бы пошел в поход, кого бы пригласил на день рождения, с кем бы хотел ехать в одном купе… Можно пойти другим путем и задать 3 вопроса, расположенных по мере убывания актуальности деятельности. Допустим, для ученика самой важной деятельностью является учеба. Значит, вопрос “С кем ты хочешь сидеть за одной партой?” является более сильным критерием, чем вопрос “С кем бы ты хотел играть в одной волейбольной команде?” Если вы хотите получить более полную информацию об уровне общительности ребенка, можно не ограничивать число выборов, т.е. ребенок называет столько имен, сколько ему захочется. В этом случае один школьник может назвать одно-два имени, другой же назовет чуть ли не треть класса. Но результаты фиксированного числа выборов легче подвергнуть обработке, и именно такой способ используют чаще всего.

Итак, вы обратились к классу с предложением ответить на один из вышеприведенных вопросов. Таким образом, у вас оказались листочки (причем они должны быть обязательно подписаны), на которых будет написано по 3 фамилии. Если ученик никого не выбрал, он сдает чистый подписанный листочек. Но постарайтесь выяснить, действительно ли это позиция ребенка или просто его лень и нежелание подумать. В этом случае надо все-таки убедить ребенка сделать свой выбор.

Затем вы составляете таблицу, в которой каждому ребенку присваивается его порядковый номер, X – обозначает кто кого выбрал, а ХY – взаимный выбор, то есть человек выбрал того, кто в свою очередь выбрал его.

Затем считаете по вертикали число выборов и взаимных выборов. Число выборов, полученных ребенком, и станет мерилом его положения в системе межличностных отношений (определит его “социометрический статус”). Для обозначения статуса в социометрии существует определенная терминология.

“Звезда” – человек, набравший наибольшее число выборов.

“Лидер” – человек, при наибольшем числе выборов набравший наибольшее число взаимных выборов.

“Робинзон” (отверженный) – человек, не получивший ни одного выбора.

“Аутсайдер” – человек, набравший минимальное количество выборов без взаимных выборов.

Перед вами достаточно обьективная картина взаимоотношений в вашем классе. Теперь важно понять, что же со всем этим делать.

Можно составить социограмму, начертив 3 круга (один в другом) и разделив его по вертикали пополам: справа – девочки, слева – мальчики. Затем внесите туда номера ваших учеников, причем в первый – самый маленький круг, находящийся внутри двух других, – тех, кто набрал 6 или более 6 выборов. Во второй – тех, кто набрал 3 – 5 выборов. В третий – набравших 1 – 2 выбора, и вне круга остаются не набравшие ни одного выбора. Затем соединяем номера между собой: одна линия – выбор, две линии – взаимный выбор. Таким образом, перед вами предстанет наглядная картина: как общаются между собой мальчики и девочки, какие существуют группировки внутри класса, к кому тяготеют “аутсайдеры” и “робинзоны”, и даже сможете определить стиль общения в классе: демократический или авторитарный.

Можно не углубляться в изучение структуры коллектива, а, изучив данные анкетирования, наметить себе дальнейшую программу действий. Скажем, обратить более пристальное внимание на “отверженных” детей. Часто так бывает: ребенок по результатам социометрического исследования отнесен к “аутсайдерам”, а вы видете, что он общается с одноклассниками. Здесь-то и нужно пристально изучить все мельчайшие детали. И тогда может выясниться, что общается он, к примеру, совсем не с теми, с кем хочет, да и инициатива всегда исходит от него. Иногда такие подростки просто замыкаются и… уходят на улицу, в те компании, где их потребность быть интересным и нужным как-то реализуется. Но не только эти дети нуждаются в вашей помощи. Она необходима и “звездам”, у которых могут выработаться высокомерие, зазнайство, нетерпимость к критике. А вообще старайтесь внимательнее всматриваться в своих подопечных, ведь порой даже визуальное наблюдение может дать вам интереснейшую информацию к размышлению.

Ирина ГРИГОРЬЕВА

Книжная полка

В издательстве “Artnet” в серии “Библиотека “Учительской газеты” вышел новый сборник песен “Учителя года России-92”, кандидата педагогических наук Артура Викторовича Зарубы “Вредные советы и др.”

Вся музыка принадлежит Артуру Викторовичу, а вот в авторы он взял себе известных детских писателей и поэтов – Б.Заходера, Э.Мошковскую, Г.Остера, Г.Сапгира, Д.Родари. “На школьных мероприятиях постоянно звучат одни и те же песни, написанные очень давно. Спору нет – многие из них классика, без которой не обойтись. Но ведь здорово, когда есть разнообразие. Это-то и подтолкнуло меня подготовить такой сборник”, – рассказывает А.Заруба. Примечательно, что у каждой песни в новой книжке есть свое настроение, которое автор обозначил в самом начале нот -“воодушевленно”, “задумчиво”, “игриво”, “энергично”, “обреченно, но с надеждой”.

Книга рассчитана как на учителей музыки и музыкальных руководителей детских садов, так и на организаторов воспитательной и внеклассной работы.

С заявками на приобретение книги обращайтесь в “Учительскую газету” по телефону (095)298-81-84.

Эдуард ОБРАЗЦОВ

Конкурс

Вы можете стать миллионером

“Учительская газета”, образовательный центр “Педагогический поиск” и редакция журнала “Классный руководитель” обьявляют Всероссийский конкурс материалов по воспитательной работе в школе.

I. Конкурс проводится по пяти номинациям:

1-я номинация. Сценарии школьных праздников, классных часов, родительских собраний, дискотек, сценок и инсценировок для школьных театров.

2-я номинация. Статьи, материалы исследований и экспериментов, концепции и модели воспитательной деятельности в школе, диагностические и аналитические материалы по воспитательной работе, по организации учительского и ученического творчества, документы по организации воспитательной работы в школе: планирование и организация воспитательной работы в школе и в классе, организация деятельности творческих и исследовательских школьных кафедр, лабораторий и методических обьединений, должностные инструкции, положения о фонде воспитательной работы, о премировании классных руководителей, система и структура воспитательной работы в школе, организация внеклассной работы по предмету (сценарии, тесты, викторины, интеллектуальные марафоны, предметные олимпиады).

3-я номинация. Приемы, формы, находки в воспитательной работе, творческие “изюминки”, психолого-педагогические наблюдения, описание успешного опыта работы с “трудными”, с одаренными, с “безразличными” детьми.

4-я номинация. Организация деятельности освобожденного классного руководителя (классного куратора), успехи в работе.

5-я номинация. Организация воспитательной работы в начальной школе.

II. Условия конкурса:

1. На конкурс принимаются только авторские материалы.

2. Материалы на конкурс с указанием номера номинации направлять до 1 апреля 1997 года (по почтовому штемпелю) по адресу: 103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок (проезд Сапунова), д.13-15, “Учительская газета”, ведущей полосы “Классный руководитель” Ирине Григорьевой.

Телефон для контактов (095)298-89-92.

3. При отправке материалов необходимо точно указать фамилии авторов, домашний и (или) рабочий адрес, номер домашнего и (или) рабочего телефона, должность.

4. Материал-победитель в каждой номинации награждается премией размером в 1.000.000 рублей.

Победители, занявшие первые 20 мест в каждой номинации, получают бесплатную годовую подписку на журнал “Классный руководитель”.

Лучшие авторские материалы, представляющие педагогический интерес, будут опубликованы в “Учительской газете”, журнале “Классный руководитель” и награждены дипломами.

На основании материалов по итогам конкурса будут подготовлены к печати книги серии “Воспитательная работа в школе”.

Авторы и авторские коллективы из числа учащихся получат возможность опубликования своих материалов в отдельной книге.

Авторам всех материалов, принятых к публикации, будет выплачен гонорар.

Календарь

11 февраля

– 95 лет назад родилась Любовь Петровна Орлова. Актриса (1902-1975).

Когда она шла по Москве, встречные замедляли шаг, даже незнакомые ей мужчины снимали шляпы. Ее знали и любили во всех уголках страны. А еще… мало, кто об этом знает, в ее комнате все было сделано ее руками. Она сама создавала интерьер, обивала мебель, делала занавески, шторы, покрывала. Родственники говорили, что это было ее “хобби”.

– 150 лет назад родился Томас Алва Эдисон. Крупнейший американский изобретатель (1847-1931).

Эдисон родился в семье голландских иммигрантов. С 12 лет он работал разносчиком газет, затем телеграфистом. В 1868 году он занялся изобретательством и организовал мастерские, в которых изготовлялись изобретенные им устройства, например прибор для передачи информации на расстояние, усовершенствовал пишущую машинку. В 1877 г. Эдисон изобрел роликовый фонограф, в эти же годы он усовершенствовал телефон А.Белла, предложил и внедрил промышленный образец лампы накаливания.

20 февраля

– 120 лет назад состоялась премьера “Лебединого озера”.

Скорость, с которой был написан этот балет, поистине изумительна. Заказ на эту работу от дирекции императорских театров был получен в конце мая 1875-го, а в апреле 1876-го работа была уже закончена. Хотя премьера и последующие спектакли не вызвали особого интереса у публики, “Лебединое озеро” довольно долго держалось на сцене. В 1895 г. “Лебединое озеро” было возрождено на сцене в Петербурге, а с середины этот балет украшает репертуар многих театров страны.

26 февраля

– 75 лет назад родился Юрий Михайлович Лотман. Литературовед, историк культуры (1922-1993).

Его имя означает целую эпоху в отечественной филологии. Философская школа, созданная им, оказала и продолжает оказывать значительное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой культуры. Литература и история, культурология и семиотика – лишь самое краткое обозначение тех пространств, к которым были приложены труд, энергия и способности этого человека.

– 195 лет назад родился Виктор Мари Гюго. Национальный поэт Франции, писатель и драматург (1802-1885).

Хотя его имя связывают прежде всего с романами “Собор Парижской богоматери”, “Отверженные”, “Человек, который смеется”. Однако во Франции его величают национальным поэтом.

27 февраля

– 95 лет назад родился Джон Стейнбек. Классик американской литературы, лауреат Нобелевской премии (1902-1986).

Его творческий и жизненный путь был сложным. Родом из малообеспеченной семьи, Стейнбек всеми силами стремился получить образование. Ему пришлось работать батраком, лесничим, репортером, рабочим. Но зато приобретенный жизненный опыт помог ему в создании художественных образов. Вершиной творчества писателя стал роман “Гроздья гнева”.

5 марта

75 лет назад родился Пьер Паоло Пазолини. Итальянский режиссер, сценарист, теоретик кино (1922-1975).

В самом начале своей карьеры, в 50-х гг., он был известен как писатель, публицист, поэт, а с начала 60-х гг. кино стало основным видом его творчества. Как режиссер Пазолини дебютировал в 1961 г. в фильме “Нищий”. Он всегда ставил фильмы по собственным сценариям, подбирал, а иногда и писал к ним музыку и даже сам снимался.

9 марта

220 лет назад родился Александр Осипович Орловский. Русский художник, график (1777-1832).

До 1802 года Орловский учился и работал в Варшаве, где исполнил ряд зарисовок, картин, портретов и сцен Польского восстания 1794 г. В России создал многочисленные батальные и жанровые сцены. Особой правдивостью отличаются образы героев Отечественной войны 1812 г. Орловский считается одним из основоположников шаржа. Он первый обратился к технике литографии.

12 марта

260 лет назад родился Василий Баженов. Русский архитектор (1737-1799).

Творения Баженова – одни из главных достопримечательностей Москвы. Современники, свидетели рождения Пашкова дома, называли его “волшебным замком”: легко и светло он возник на Ваганьковском холме, как возникает на голубом небе облако.

В публикации использованы материалы Универсального иллюстрированного календаря (изд-во “Либерия”)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте