Советы от Марьи Ивановны
В Москве полным ходом идет конкурс “Самый классный классный”. Уже даны открытые классные часы, прошла защита концепций воспитательной работы. Впереди – открытые родительские собрания и в конце апреля награждение победителей. В ближайших номерах “УГ” мы представим участников этого конкурса и их взгляды на работу классного руководителя. Сегодня вашему вниманию предлагается поэтический опус одной из конкурсанток.
Вредные советы начинающему классному руководителю
Если вас совсем внезапно
Нагрузили руководством
Класса, где не все в порядке
С точки зренья дисциплины,
Не отчаивайтесь сильно:
Ведь за это тоже платят
(Хоть и мизерную сумму).
В класс уверенно войдите
И раздайте оплеухи,
Чтобы сразу уважали.
А потом с размаху врежьте
По столу, чтоб все дрожало,
И спокойно начинайте
Заунывным голосочком
Говорить о чем-то важном,
В основном о поведенье.
Ну а если уж и это
До детишек не доходит,
То прикиньте, кто здесь лидер,
И скажите: “А не выйти ль
Нам с тобой на разговорчик
В этот тихий коридорчик?”
И с собою прихватите
Том Большой энциклопедии
Для весомых аргументов.
Разговор с ребенком надо
Начинать с напоминанья,
Что он – маленький паршивец –
Будоражит весь свой класс
И поэтому морочит
Педсовет огромной школы
Своим глупым поведеньем…
Это ж так нехорошо!
Если тонкие приемы
Не имеют результата,
Для того чтоб продолжался
Все уверенней и лучше
Воспитательный процесс,
Вы скорее совершайте
Самый радикальный шаг.
Вызовите маму с папой,
Расспросите про здоровье,
Про успехи на работе
И спросите, между прочим:
“Сын у вас не психопат?”
Все, что скажут вам на это,
Надо выслушать достойно,
Записав в конспект короткий
Общий смысл этих слов.
А когда счастливый мальчик,
Позабыв про все забавы,
Потирая ягодицу
И башку свою рукою,
Ваш покинув кабинет,
Подчинится вашей воле –
Станет паинькой и зайкой, –
Не волнуйтесь: в классе сразу
Будут мир и благодать.
И тогда, свой ценный опыт
Зафиксировав в журнале,
Предложи к распространенью
В окружное управленье
Или сразу прямо в город.
В общем, просто, где возьмут.
Ольга БЕЛЯВСКАЯ,
учительница 1071-й школы г.Москвы
Наука
Очередная диссертация
стала первой
Школьный класс попал в эпицентр научных изысканий
ащита докторской диссертации в Институте теории образования и педагогики РАО Наталии СЕЛИВАНОВОЙ “Класс и его воспитательные функции в современной школе” стала событием в педагогических научных кругах. По мнению оппонентов (людей известных и уважаемых – доктора педагогических наук профессора З.А.Мальковой, доктора педагогических наук профессора А.В.Мудрик, доктора психологических наук профессора А.А.Бодалева), это первое в истории российской педагогики исследование, посвященное изучению класса, отличается глубиной и фундаментальностью.
Почему же сегодня, когда, казалось бы, про класс сказано уже так много, ученые вновь обращаются к этой теме? Может, потому, что школьный класс в старой, социалистической, системе и сегодняшний – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Вспомните, как часто классный руководитель сталкивается с новым отношением своих учеников и к учебе, и к школе в целом. Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, быстрее адаптируются к ней. И не обращать на это внимание – просто преступление. Если раньше у учителя были помощники – пионерская и комсомольская организации, то теперь он остался один на один с проблемой, как воздействовать, чем занять, что делать.
Обьясняя актуальность исследования, Н.Селиванова пишет: “Возрождение интереса к воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, ибо не только от образования, но и в не меньшей степени от воспитанности людей зависит преодоление трудностей политической, экономической, социальной и культурной жизни нашего общества”. Возникнув в XIV веке, класс долгие годы воспринимался как организационная единица обучения. Но он еще и является детской общностью со своими отношениями, со своим влиянием на личность. Со второй половины XIX века ученые стали изучать воспитательный потенциал класса. Если же обратиться к современной педагогической науке, можно обнаружить, что “практически отсутствуют исследования, которые характеризовали бы класс в современной школе в связи с теми социальными изменениями, которые происходят в обществе, с инновационными процессами в сфере образования, с активным развитием теории и практики школьных воспитательных систем, с введением в школу новых категорий педагогических работников (психолог, социальный педагог, профориентатор и др.). Это привело к тому, что оказались невыявленными воспитательные функции и возможности школьного класса в современной школе”.
Исследования, проводимые в течение 20 лет, позволили Н.Селивановой сделать вывод, что наряду с традиционной образовательной школьный класс выполняет и другие актуальные для нашего времени функции: адаптивную, коммуникативную, защитную, компенсирующую, развивающую и интегрирующую. Причем приоритетная роль принадлежит защитной, компенсирующей и развивающей. Не новость, что в школе дети проводят большую часть своей жизни. Здесь они получают опыт построения различных отношений: избирательных и функциональных, однополых и разнополых, межличностных и коллективных. Ребенок учится адекватно воспринимать окружающий мир, строить систему отношений с ним. С этим и связана адаптивная функция. Восполнить недостаток общения, интересного и обогащающего ребят, может класс, реализовав тем самым коммуникативную функцию.
Все большее значение в последние годы приобретают компенсирующая и защитная функции. И связано это с тем, что у родителей все меньше и меньше времени, да и желания на воспитание собственных детей. На защите диссертации прозвучало, что только 30% семей имеют сегодня возможность заниматься воспитанием детей. А что подчас слышит педагог, взывающий к какой-нибудь мамочке? “Извините, но я должна зарабатывать деньги. А вот школа…” В этой ситуации бесполезно обвинять друг друга в нелюбви к ребенку. А вот помочь ему найти себя, развить свои творческие способности может класс вместе со своим руководителем. И тогда любой “поход” в театр или музей станет не мероприятием из плана, а частью приобщения детей к огромному миру прекрасного.
Что же касается защитной функции, то она “состоит прежде всего в психологической защите ребенка от негативных влияний семьи и асоциальных влияний среды за счет создания в классе психологически комфортной для ребенка ниши, такой, чтобы он мог почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность для сохранения личного достоинства через развитие своих способностей и умений”.
Помимо определения функций современного класса, Н.Селивановой разработана модель процесса развития классного коллектива, позволяющая педагогам судить об уровне его развития. Она включает 5 характеристик:
– состав учащихся, особенности их семей;
– деятельность класса;
– атмосфера, взаимоотношения школьников;
– внешние связи класса;
– положение ребенка в классе.
Качественная оценка этих характеристик позволяет судить об уровне развития классного коллектива, которое нелинейно и противоречиво, нет прямой зависимости между длительностью существования класса и уровнем развития в нем коллектива.
В работе дана характеристика классов компенсирующих и с углубленным изучением отдельных предметов. Оказывается, что последним вместе с более рациональным построением деловых и эмоционально-психологических отношений присущи элитарность, эгоцентризм, определенная замкнутость. Особенностью классов компенсирующего обучения является расслоение внутри них, вызванное тем, что там учатся дети разного психологического возраста. Хотя именно в таком классе дети могут найти полноценное общение, которого были лишены раньше.
Помимо этого, в диссертации уделено внимание и многообразию вариантов школьного класса, и его функционированию в воспитательной системе школы, и особенностям работы классного руководителя. Один из выводов, который делает Наталия Селиванова, – “в современных условиях созданный в классе коллектив может быть инструментом личностного развития ребенка, а не только средством социального контроля”.
Конечно, хочется, чтобы любое теоретическое исследование нашло какой-то практический выход. Благодаря работе Наталии Леонидовны создан своеобразный пакет методик изучения класса, результаты исследования используются при написании региональных программ воспитания и в работе институтов усовершенствования учителей, а журнал “Классный руководитель” планирует опубликовать рекомендации для организации работы педагога-исследователя.
Подробнее с диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института теории образования и педагогики РАО. А мы приглашаем наших читателей к разговору: как изменилась работа классного руководителя в современной школе, как меняется класс, какие новые формы работы появляются.
Пишите нам по адресу: 103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок (проезд Сапунова), д.13-15, “Учительская газета”, ведущей полосы “Классный руководитель” Ирине Григорьевой.
Телефоны для контактов: (095)298-89-92, 298-81-84.
Календарь дат и событий на март и апрель
24 марта – 215 лет со дня рождения русского художника Ореста КИПРЕНСКОГО (1782 – 1836).
27 марта – Международный день театра.
28 марта – 405 лет со дня рождения всемирно известного чешского педагога, мыслителя и гуманиста Яна Амоса КОМЕНСКОГО (1592 – 1670).
31 марта – 115 лет со дня рождения детского писателя, литературоведа, критика, переводчика Корнея ЧУКОВСКОГО (1882 – 1969). Вряд ли можно найти в России хоть одного человека, не прочитавшего от корки до корки “Муху-Цокотуху”, “Краденое солнце”, “Мойдодыра”, “Айболита”. А сейчас у любителей русской словесности появилась возможность открыть для себя еще одного Чуковского – автора не переиздававшихся десятилетиями статей о Некрасове, Л.Толстом, Короленко, Ахматовой, Маяковском. Вышедшая в свет в 1994 году книга “Чуковский К.И. Дневник. 1901 – 1929” поможет вам показать своим уже повзрослевшим воспитанникам новые грани таланта любимого с детства писателя.
2 апреля – Международный день детской книги.
4 апреля – 65 лет со дня рождения режиссера Андрея ТАРКОВСКОГО (1932 – 1986). Он был пророком в кинематографе. Он не прощал фальши. Он успел снять всего 7 фильмов: “Иваново детство”, “Андрей Рублев”, “Солярис”, “Зеркало”, “Сталкер”, “Ностальгия”, “Жертвоприношение”.
6 апреля – 185 лет со дня рождения писателя, публициста и общественного деятеля Александра ГЕРЦЕНА (1812 – 1870).
12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики.
15 апреля – 545 лет со дня рождения живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера-экспериментатора, писателя, музыканта Леонардо да ВИНЧИ (1452 – 1519). Созданные им образы возвышенно-идеальны, прекрасны физически и духовно, полны жизненной энергией. Самая богатая коллекция его работ собрана в Лувре. А в нашем “Эрмитаже” представлены только два полотна мастера – “Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”) и “Мадонна с младенцем” (“Мадонна Литта”). Что же касается вечной загадки “Моны Лизы”, о ней будут говорить, пытаясь разгадать, все новые и новые поколения.
19 апреля – 95 лет со дня рождения писателя Александра КАВЕРИНА (1902 – 1988). Его Саня Григорьев стал для многих воплощением романтики, мужества, бескомпромиссности, преданности мечте. По нему делали жизнь. Если ваши ребята еще не “заболели” этим писателем, посоветуйте им прочитать “Два капитана”. И можете быть уверены, после этого рука ваших учеников сама потянется к “Открытой книге”, “Исполнению желаний”, “Двойному портрету”, “Двухчасовой прогулке” – романам, посвященным жизни ученых. А роман “Перед зеркалом” поможет, возможно, лучше понять русских интеллигентов, оказавшихся после 1917 года в эмиграции.
В публикации использованы материалы Универсального иллюстрированного календаря (изд-во “Либерия”)
Комментарии