Классный руководитель… Обязанностей – море! Ответственности – еще больше, ведь в классной семье живут около 30 маленьких людей, каждый со своим характером, проблемами, пусть небольшим, но опытом жизни. Как объять необъятное? Как стать для каждого ребенка в классе старшим другом, к которому обратятся и с радостью, и с горем?
Анализируя свою воспитательную работу в разных классах, я поняла, что во всех моих прежних выпусках отношения с детьми и их родителями складывались бесконфликтно, существовали взаимопонимание и привязанность. Может быть, мне просто везло?В современной педагогике существует принцип «мягкой поддержки», и я интуитивно придерживалась его в отношениях с детьми. Возможно, здесь сказались мои личностные качества, возможно, подсознание подсказало, но я никогда не использовала в работе жесткий авторитарный стиль. Наоборот, сопереживание, умение видеть и слышать каждого, терпение, открытый диалог, умение прощать, доверие к ребенку, готовность оказать поддержку и помощь, ожидание успеха, способность стать детским «адвокатом» – вот, мне кажется, основные ключики к детским душам.А как же постулат, что учитель должен быть строгим и требовательным? Я думаю, что такие качества не создают основу для поддержки – они ее разрушают, так как поддержать любого человека можно, только сопереживая и не требуя от него больше того, что он в состоянии дать здесь и сейчас.Педагогика поддержки не просто ориентирована на ребенка, она вся зависит от ребенка и определяется им. Это педагогика гуманного, свободного воспитания, это реально понимающая педагогика, которая может эффективно решать задачи изменений личностных качеств и ребенка, и взрослого, так как они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества. Это педагогика глубинного общения, где встречаются не учитель и ученик, не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу. При таком подходе, я думаю, и взрослый начинает видеть ситуацию и себя в ней как бы в другом измерении (отчасти «здесь и теперь», но одновременно «вчера и завтра»).В своей воспитательной работе я опираюсь на книги Шалвы Амоношвили, ведь он добивался хороших результатов в воспитании и обучении только благодаря своей гуманной педагогике. «Оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе – ребенку…» Так, воспитывая детей, мы воспитываем и себя.Таганрог
Комментарии