Советский ученый-педагог Иван Фомич Свадковский писал: «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».
Ни для кого не секрет, что среда, в которой дети растут и воспитываются, является фундаментом для развития характера, мировоззрения, поведения, привычек и как следствие будущего ребенка. Так, к сожалению, подросток, воспитывающийся в неблагоприятных условиях, зачастую имеет меньше шансов на построение счастливой и благополучной жизни, нежели дети, которые с самого детства окружены правильными примерами для подражания, авторитетными личностями, закладывающими в них морально-нравственные ценности, качества. И речь здесь идет не только о родителях, но и о школьном коллективе, в котором ребенок проводит большую часть своего времени.Влияние класса на ученика в одинаковой степени равнозначно влиянию самого школьника на товарищей по партам и зависит от характеристик окружения в целом и от индивидуально-психологических особенностей детей в частности. Более того, в подростковом возрасте это воздействие становится еще более ощутимым, ведь в данный период жизни учебная деятельность и школьная жизнь являются для ребенка основополагающими, так как контакты с классом имеют регулярный и продолжительный характер.При этом стоит отметить, что практически в любом классном коллективе есть ребенок, на которого воздействие окружения минимально. Но это скорее исключение из правил.Влияние класса во многом зависит от характера взаимоотношений ученика с классным руководителем. Не меньшее значение имеет и статус микрогруппы, в которую входит ученик, а также значимость ребенка для каждого его одноклассника.Благодаря коллективу школьник может реализовывать свои социальные потребности в коммуникации, самореализации, общественном признании, что напрямую формирует мировосприятие, самооценку, отношение к учебе и к жизни, осознание себя как члена группы. Таким образом, авторитетный статус ученика в классе позволяет развить коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе и в своих силах. Если среди ценностей классного коллектива особую значимость имеет учебная деятельность, ребенок старается лучше и прилежнее учиться, больше читать и познавать, что ведет к ускоренному интеллектуальному развитию. Однако если у всего класса сформированы неверные социальные ценности, то для ребенка, желающего занимать достойное место в своем коллективе, образование, правильное поведение, хорошие взаимоотношения как с родителями, так и с педагогами утрачивают свою значимость.Также дети, имеющие низкий статус, даже в благополучном коллективе рискуют столкнуться с не меньшим количеством проблем. Ученик, лишенный общения со своими ровесниками, растет замкнутым и одиноким, что в результате может привести к депрессивным эмоциональным состояниям, низкой самооценке и мотивации. Школьник, в каком-то смысле являющийся принудительно изолированным от общества, начинает формировать собственную специфическую систему ценностей, отличную от коллективной, и вне школы пытается найти компанию, разделяющую его мировосприятие.Но так или иначе даже пребывание в коллективе не гарантирует формирование успешной личности ребенка. Ведь, как и было сказано, многое зависит от системы ценностей самого класса. А с учетом того что коллектив обладает силой воспитательного воздействия, необходим наставник, который будет регулировать данный процесс. В школе эта функция ложится на плечи классного руководителя.Во многом его задача сводится к тому, чтобы сплотить коллектив, сформировать здравое общественное мнение, критику и, что немаловажно, самокритику, развить навык применения правильных форм взаимодействия.Главная цель классного руководителя – добиться непрерывного роста коллектива, который в свою очередь будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся. Педагогу важно понимать, что, будь то круглый отличник или троечник, ребенок – это яркая индивидуальность, которая должна иметь возможность самовыражаться и реализовываться в рамках классного и школьного коллектива. Дети должны чувствовать тепло, доброжелательность и заинтересованность со стороны классного руководителя, что ведет к доверительным отношениям со стороны всего класса и в свою очередь к конструктивной совместной деятельности.Проведение классных часов, бесед, тренингов, индивидуальная работа с учащимися и организация внеурочной деятельности – все это позволяет сформировать дружную и творческую группу, которая впоследствии создаст условия для развития успешной личности с правильными морально-нравственными взглядами, адекватной самооценкой и амбициозными целями.Все начинается с педагога. Лишь он может заложить фундамент, на котором будут формироваться успешный классный коллектив в целом и яркая сильная целеустремленная личность в отдельности.
Комментарии