Патриотическое воспитание учащихся – одна из неотъемлемых задач современной школы. Учащиеся специальной (коррекционной) школы (VIII вида) в связи с психофизическими особенностями развития, плохо знают историю и культуру своего города. Данный классный час побуждает ещё раз обратиться к творчеству Ольги Бергольц, чья жизнь тесно связана с историей нашего города.
Этот классный час проводился в рамках мероприятий, связанных с очередной годовщиной снятия блокады Ленинграда. Материал подобран с учетом возрастных и психофизических особенностей ребят. Занятие рассчитано на урок (35 минут).
На уроке используются мультимедийный проектор и компьютер. В данной разработке предлагается компьютерная презентация, слайд-шоу картинок. Применение ИКТ активизирует внимание учащихся на протяжении всего занятия, повышает у учащихся интерес к предмету, вызывает стремление к получению новых знаний.
Цель: Познакомить учащихся со стихотворением Ольги Бергольц «Ленинградский салют», гимном стойкости и мужества ленинградцев в дни блокады.
Задачи
Образовательные:
– познакомить с творчеством О.Бергольц, с жизнью блокадного города,
– привести примеры мужества и стойкости ленинградцев,
Коррекционно-развивающие:
– развивать умение связно, выразительно и развернуто излагать факты,
– объяснять события на основе нескольких источников.
Воспитательные:
– воспитывать любовь к Родине, своему городу, народу,
– формировать у учащихся патриотические качества,
– формировать активную жизненную позицию.
Оборудование и материал: ПК, презентация.
Ход мероприятия
«В истории Ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых» (Д. Гранин)
Российская писательница, поэтесса Ольга Федоровна Бергольц родилась 16 мая (по старому стилю – 3 мая) 1910 года в Петербурге, в семье заводского врача, жившего на рабочей окраине Петербурга в районе Невской заставы (слайд 2)
В 1924 году в заводской стенгазете были опубликованы первые стихи Ольги Бергольц. В 1925 году Ольга Бергольц вступила в литературную молодежную группу \”Смена\”, В 1930 году Ольга Бергольц окончила филологический факультет Ленинградского университета. Была принята на должность редактора \”Комсомольской страницы\” газеты завода \”Электросила\”, с которой сотрудничала в течение трех лет. Позднее работала в газете \”Литературный Ленинград\”.
В декабре 1938 года Ольгу Бергольц по ложному обвинению заключили в тюрьму, но в июне 1939 года выпустили на свободу. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: \”Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю, этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние… обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы… Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: \”Живи\” (слайд 3)
В годы блокады 1941-1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. Ольга Берггольц была направлена в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. ( Слайд 4) Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось \”это мило, славно, приятно – не больше\”, Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда.\” (Сборник \”Вспоминая Ольгу Берггольц\”). В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу \”Говорит Ленинград\”. Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. (Слайд5)
Стихотворение «Ленинградский салют» стало гимном мужеству и славе блокадному городу:
Слайд 6
…Мы помним осень, сорок первый…
Прозрачный воздух тех ночей,
когда как плети, часто, мерно
свистели бомбы палачей.
Но мы, смиряя страх и плач,
Твердили, диким взрывам внемля:
– Ты проиграл войну, палач,
едва вступил на нашу землю!
Слайд 7
А та зима… ту зиму каждый
Запечатлел в душе навек –
Тот холод, тьму, ту злую жажду
на берегу застывших рек
Слайд 8
Кто жертв не предал дорогих
земле голодной ленинградской
без бранных почестей, нагих
в одной большой траншее братской?!
Слайд 9
Но, позабыв, что значит плач,
Твердили мы сквозь смерть и муку:
едва занес на город руку!
Слайд 10
Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит
Победоносный Ленинград!
27 января 1944 года в результате наступления советских войск Ленинград всего за две недели был освобожден от фашистской блокады. Праздничный салют прогремел вечером 27 января 1944года. 324 артиллерийских орудия на Марсовом поле, у Петропавловской крепости и на Стрелке Васильевского острова дали 24 залпа…
Слайд 11
За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми растут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол Ленинграда не поднялось!
Слайд 12,13
В дни торжественных и памятных дат защитников и жителей блокадного Ленинграда легко узнать – у них на груди медали «За оборону Ленинграда», знак «Жителю блокадного города».
Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке одолел блокаду,-
Тому, как высший орден, дорога
Медаль, «За оборону Ленинграда».
Из дневника Ольги Бергольц: Слайд 14
«Был ненастный, осенний ленинградский день, когда мы пробрались на окраину Ленинграда. Мы шли среди еще абсолютно неоформленных курганов, а не могил. Но уже за ними была огромная гранитная стена, и там стояла женщина с дубовым венком в руках. Невыносимое чувство печали, скорби, полного отчуждения настигли меня в ту минуту, когда я шла по этим мосткам, по этой страшной земле, мимо этих огромных холмов-могил, к этой еще слепой и безгласной стене. Нет, я вовсе не думала, что именно я должна дать этой стене голос. Но ведь кто-то должен был дать ей это – слова и голос. И, кроме того, была такая ненастная ленинградская осень, и казалось мне, что времени уже не оставалось. Я поглядела вокруг, на эти страшнейшие и героические могилы, и вдруг подумала, что нельзя сказать проще и определенней, чем:
Слайд 15
Здесь лежат ленинградцы, Здесь горожане – мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы.…
Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции,
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем: Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, Никто не забыт, и ничто не забыто!
Слайд 16
Время безжалостно. Память о войне, о БЛОКАДЕ, как и любая человеческая память, постепенно стирается. Проходят годы, и все меньше и меньше остается ленинградцев – блокадников. Самое страшное, что с их уходом уходит память. И все же мы очень надеемся, что эта память станет частичкой и вашей жизни, и не оборвется эта ниточка, связывающей нас с тяжелейшими днями жизни нашего Великого города, нашей страны.
Слайд 17
Елена Исковских, учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) № 565 Кировского района Санкт-Петербурга, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Презентацию к занятию можно скачать здесь.
Комментарии