Выбранная тема очень актуальна, забывают наши дети о вежливых словах и поступках. А во время классного часа можно в интересной и занимательной форме легко и доступно напомнить детям о хорошем.
Форма проведения классного часа: путешествие по стране, которой нет на карте. В этой стране учащиеся встречаются со словами, которые помогают им в жизни. Знакомятся с приёмами вежливого общения на примерах поступков, дел и отношений различных героев.
Учитель и ребята проделали большую подготовительную работу. Они учили стихи, песни. Работали над созданием буклетов, изучали толкование вежливых слов, проводились репетиции инсценировок, детям помогали родители.
Ребёнок учится вежливости, подражая взрослым.
Я очень надеюсь, что вежливые слова помогут моим ученикам в дальнейшем общении с окружающими людьми.
Цели:
образовательная – познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения;
воспитательная – воспитывать уважение к окружающим людям;
развивающие – развивать у детей чувство такта; развивать устную речь учащихся; обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, аудио кассета, индивидуальные карточки.
Ход классного часа.
1. Организационный момент.
2. Учитель: Ребята, мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте. Однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, мы сегодня попробуем получить гражданство этой страны. А чтобы узнать название этой страны мы должны собрать слоги, которые перепутались от дуновения ветра. Давайте разделимся на две команды и выполним эту работу. Кто справится с этим заданием быстрее?
Ученики работают.
Учитель: Молодцы! Разгадали тайну. Она называется «Страной вежливости». Итак, в путь!
Физминутка.
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке.
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
На лужайку забежим,
Стоп присели
И за парту тихо сели
Под музыкальную мелодию.
Учитель: Эта страна состоит из областей, в которых мы побываем. В этой стране употребляются такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «извините». Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, каждому человеку.
Ребята, а как вы думаете, вежливыми рождаются или становятся?
Ответы учеников.
Учитель: Правильно, становятся. Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
А сегодня проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече… (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим, извините… (пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят… (до свидания).
Учитель: Первая область этой страны называется «Слова приветствия»
Стихи читают подготовленные ребята.
1. Мне кажется, что «Здравствуй» – лучшее из слов
Потому то «здравствуй» значит – будь здоров.
Правило запомни, знаешь – повтори.
2. Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра.
Значит, слово «здравствуй» говорить пора!
3. Он кричит «Ку-ка-ре-ку!»
Солнцу, речке, ветерку.
И летит на всю округу:
«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!».
Учитель: Какие слова – приветствия употреблены в этом стихотворении?
Учитель: Васильев Саша приготовил буклет о словах – приветствиях.
Ученик: Я приготовил буклет «Слова – приветствия».
Здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет,
Приветствую Вас, рад приветствовать Вас.
А эта информация будет интересна для нас.
Лапландцы трутся друг о друга носами.
Китайцы слегка наклоняются, пожимая себе руку.
Американцы хлопают друг друга по спине.
Французы целуют в щёку.
Русские пожимают друг другу руку.
Учитель: Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас персонально. А вы скажите, какое приветствие вам больше всего понравилось.
Приветик!
Здравствуй, Саша!
Привет, Настя, ты хорошо сегодня выглядишь!
Доброе утро! У тебя, Андрей, очаровательная улыбка!
Какое обращение понравилось больше всего и почему?
Учитель: Мне хочется познакомить вас с новым словом «комплимент».
Игра «Комплимент»
У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул сядут по очереди два одноклассника – девочка и мальчик. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом другому.
Я разделила доску пополам, слева написала слово «Мальчик», справа – «Девочка». Вы будете делать комплименты, а я записывать их на доске. Победит тот, кто последним скажет хорошие слова.
Ученики играют в игру.
Учитель: Скажите можно ли говорить взрослому «Привет или приветик!».
Скажите, нужно ли здороваться со знакомыми взрослыми на улице?
Учитель: А ещё при встрече важно улыбнуться друг другу. Давайте не скупиться на улыбку.
Вот мы и побывали в области слов-приветствий. Давайте повторим их:
Здравствуй.
Доброе утро.
Добрый день.
Привет.
Приветствую вас.
Рад приветствовать вас.
Звенит звонок и продолжаем наше путешествие.
Учитель: Вот новая область, которая состоит из двух районов. Первый район – «Слова извинения», второй – «Слова благодарности».
1. Поросёнок Хрюша хвост коту прижал,
Кот мяукнул – он не слушал, дальше побежал!
Это не годится, надо извиниться!
2. Медвежонок Проша кролика задел
Ну и Проша!
Что ж такой ты не хороший?
Это не годится. Надо извиниться!
3. Жеребёнок Жужжа бегал и шалил.
Проскакал по луже. Всех друзей облил!
Ну и Жужжа! Всех друзей облил из лужи!
Учитель: Можно Хрюшу назвать вежливым?
С парты сбросил всё сосед, только посмотрите,
Убежал. Не вспомнил он слово…(извините).
Учитель: Со следующими словами знакомит Тяпкин Андрей
Ученик: Я приготовил буклет. Какие же слова извинения можно использовать в речи?
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
– Что с тобой –
Вскричала мать.
– Заболел, сыночек?
– Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи».
Учитель: Можно назвать сына вежливым?
Учитель: Давайте повторим слова-извинения, которые узнали в этой области:
Извините.
Простите.
Виноват.
Следующий район этой области – «Слова благодарности».
Подарили вам портфель
И ещё что-либо,
Надо что-то бы сказать,
Кажется…(спасибо).
Ученица Аня Дрозд: Я приготовила буклет. Хочу познакомить со словами – благодарности.
Учитель: Повторим слова благодарности.
Учитель: Эта область состоит из двух районов.
1. Слова прощания.
2. Слова просьбы.
Информация учащихся с буклетов (учащиеся готовили материал самостоятельно):
Слова-прощания: до свидания, пока, счастливого пути
К вежливым словам относятся «Слова просьбы»: будьте добры, пожалуйста.
Учитель: Давайте их повторим!
Вежливые слова надо не только знать, но и использовать в своей речи.
Но к сожалению бывает и наоборот.
Инсценировка стихотворение «Урок вежливости»
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести;
-В гостях, Медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу.
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть.
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь и вежлив будь
И уступай прохожим путь,
А старших уважай.
И бабушку – медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Так Мишку лет пяти-шести
Учили как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не нужно нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести,
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили.
Учитель: Можно ли назвать медведя вежливым? Что он делал плохо?
Игра «Волшебный горшочек»
Здесь лежат волшебные предметы с вопросами.
1. Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово вы должны сказать? (Здравствуйте).
2. Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого-то толкнули. Что надо сказать? (Простите).
3. Кто-то вам сделал доброе дело, вы его хотите отблагодарить. Какое слово скажите? (Благодарю).
4. Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово. (Пожалуйста).
5. Вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете? (Извините).
6. А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны? Часто ли вы его говорите? (Спасибо).
7.Какое слово говорят при прощании? (До свидания!).
Ученик читает стихотворение «Вежливое слово».
Учитель: Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение.
Звучит песня «Если добрый ты…».
Учитель: Давайте вспомним волшебные слова. Они в разговоре полезны, с ними легко на прогулке и дома, будет приятно их слышать любому.
Итог занятия
Учитель: Что же такое вежливость? Чем запомнится вам этот классный час? Что вы для себя уяснили?
Литература:
1. Арсенина Е.Н. «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе 1-4 классы»; Москва, «Глобус», 2007 г.
2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение»; Москва, «Просвещение», 1991 г.
3. Женило М.Ю. «Театрализованные праздники», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.
4. Попова Г.П. «Классные часы 2 класс»; Волгоград, «Феникс», 2008 г.
Приложение.
Песня «Если добрый ты…»
1. Дождик босиком по земле прошёл
Клёны по плечам хлопал
Если ясный день это хорошо.
А когда наоборот плохо.
2. Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко
А когда наоборот трудно.
3. С каждым поделись
Радостью своей
Рассыпая смех звучно
Если песни петь
С ними веселей
А когда наоборот – скучно.
Залина Тепсуркаева, учитель русского языка и литературы средней школы №60 города Грозного Чеченской Республики
В прикрепленном файле – презентация к классному часу.
Комментарии