search
main
0

Классный час Ради чего живет человек

Тема “Человек и общество: проблемы взаимоотношений”
Цель: научить аргументированно высказывать и отстаивать собственную точку зрения по выбранной теме.
Форма: научно-практическая конференция.

Подготовка к конференции
В начале учебного года в 9-11-х классах создаются дискуссионные группы, в которых определяются выступающие, оппоненты и рецензенты. Каждый выступающий выбирает себе одну из предложенных тем и работает над ней в течение одной четверти.
К каждой теме учитель дает список литературы. Обычно это первоисточники (Конституция РФ, указы Президента РФ, федеральные законы, Конвенция о правах ребенка, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.), учебная и художественная литература, газетные и журнальные статьи, видеокассеты с программами “Animal Planet”, “Enterteiment Telewijen”, “Discovery” и др.
В исследовании должен прослеживаться личный опыт или наблюдения. Таким образом, тема рассматривается по трем направлениям: гражданскому (историческому), литературному и личностному. На выступление дается не более 10 минут. За это время объясняется суть проблемы, затем задаются вопросы, дается рецензия и выставляется оценка.

Выступления оцениваются по следующим критериям:
ораторское мастерство выступающего;
свободное владение материалом;
общая эрудиция;
качество ответов на вопросы;
умение аргументировать.
Темы, предлагаемые для выступлений:
1. Ради чего человек живет на земле?
2. Мода вчера, сегодня, завтра.
3. Обучение за рубежом.
4. Дружба – великая сила.
5. Права животных.
6. Экологические проблемы.
7. Герой моего времени.
8. Без Бога жить нельзя.
9. Для чего люди читают?
10. Мои права и свободы (или права и свободы).
11. Человека дело славит.
12. Что значит быть добрым?
13. Себя в бою не пожалел, а Родину сберег.
14. Спорт в жизни людей.
15. Уважение к старшим – закон нашей жизни.
16. Великая сила – коллектив.
17. Верность слову.
18. Мои любимые сериалы.
19. Музыка, которую я слушаю.
20. Фан-клубы.
21. Нужная профессия.
22. СПИД – проблема века.
23. Современная Российская Армия.
24. Семья – ячейка общества.
25. Кто такой гражданин?
26. Как я понимаю свободу слова?
27. Каким должно быть образование – платным или бесплатным?
28. Можно ли назвать экономические права правами второго поколения?
29. Почему договор дороже денег?
30. Хулиганство – вызов обществу.
31. Алкоголь и подросток. Какова административная ответственность?
32. Наркотики и подросток. Какова административная ответственность?
33. Необходима ли смертная казнь?
34. Как собираются и на что тратятся налоги в нынешней России?
35. Что есть правонарушение?
36. Для чего нужна Конвенция о правах ребенка?
37. Как защищены мои права в школе, в которой я учусь?
38. Социальная инфраструктура для детей в Малопургинском районе.
39. Как становятся преступниками несовершеннолетние?
40. Какая мораль нам сегодня нужна?
41. Духовная и материальная жизнь.
42. “…политика настолько дело грязное, что мы ее прохвостам поручаем” (Губерман).
43. Отцы и дети. Пути выхода из конфликта.
44. Война и мир сегодня.
45. Неформальные группировки.
Темы рассчитаны на детей с разным уровнем подготовки. Список тем один и тот же в 9-11-х классах.
Предполагается, что выступления будут от класса к классу более глубокими, а в 11-м классе будут носить исследовательский характер.
Выдержки из выступления ученика 11-го класса Олега Калинина, призера конкурса “Единство моих прав и свобод”, организованного МГИМО, МПУ под эгидой МИД РФ.

Тема “Права и свободы”
Дети – цветы жизни! Эта фраза давно уже стала крылатой. Многие великие мыслители и философы, да и не только они, говорят о том, что дети – будущее человечества, что именно от нас, потомков, зависит дальнейшая судьба всего мира. И, конечно, никто не будет против того, чтобы научить детей всему, что знают и умеют сами взрослые; сделать так, чтобы в будущем избежать таких кровопролитных войн, как I и II мировые.
Прежде чем начать обучение детей правам человека, гуманизму, доброте и любви, взрослым стоит сначала позаботиться об их защите. Вот и давайте коснемся проблемы защиты детей более подробно.
Для начала ознакомимся с самым главным “детским” документом – Конвенцией о правах ребенка. Согласно статье 1 настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применимому к этому ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Кроме того, исходя из других документов мы, дети, с самого рождения правоспособны, то есть у нас уже есть права с момента появления на свет, но до 18 лет недееспособны, то есть не все виды прав (политические, социальные, культурные и др.) применимы к нам. Мы очень серьезно воспринимаем любые вопросы, касающиеся нас, и недаром говорят, что дети – это те же взрослые, но только у нас еще мало опыта. Кроме Конвенции о правах ребенка существуют и другие документы, заботящиеся о нас и наших правах. Вот некоторые из них:
Международная Декларация прав человека (статьи NN 12, 15, 16, 20, 22, 25, 2, 26, 27);
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статьи NN 10, 12, 13, 14);
Международный пакт о гражданских и политических правах (статьи NN 21, 3, 36, 5, 6.8, 7, 8, 16, 17, 18, 19, 23, 24, 26, 27);
Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека (статьи NN 3, 4, 8, 9, 10, 12, 13, 14);
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (статьи NN 6, 17, 18, 20, 21, 22, 1, 23, 28, 29, 35, 4, 38, 41, 43, 44);
Гражданский кодекс РФ (статьи NN 17, 2, 19, 21, 26, 27, 28);
Закон РФ “О гражданстве” (статьи NN 12, 13, 14, 15, 16, 17, 29).
Попробуйте подсчитать, сколько раз в течение дня вы слышите и видите по радио, по телевизору, в газетах или журналах, сталкиваетесь в повседневной жизни со словами “права человека”? А многие ли понимают, что это значит? На этот вопрос нет однозначного ответа. Современная статистика констатирует повышение уровня преступности среди молодежи, снижение ее культурного уровня, увеличение числа детей-беспризорников, рост детской проституции и увеличение распространения детской порнографии.
А с чем это связано? Хорошо зная среду, в которой живу, я сделал такой вывод: молодых очень легко увлечь и обмануть, именно с этим связан большой приток “новобранцев” в преступные группировки, в неофашистские организации, во всевозможные секты и банды. Вся общественность готова облить грязью молодежь, покричать и даже посочувствовать “загубленным душам”, но никогда ничего не сделает, чтобы это исправить. Мне кажется, что решением этой проблемы станет создание организации по образу и подобию пионерии, но только со своими порядками и уставом, униформой, девизом, мероприятиями. Дело в том, что всем нам присущ “стадный признак”, согласно которому мы не любим выделяться из компании и держимся “стаями”. Стоит завлечь лидеров всех крупных молодежных групп (а их вычислить нетрудно) в Новую организацию, как все потянутся за ними и проблема будет решена: заняв себя делами организации, нам просто некогда будет шляться по подъездам и творить “темные” дела. Конечно, неизбежно возникнут трудности с наиболее упрямыми, но вскоре они не выдержат, поскольку в молодежной среде быть “белой вороной” невыносимо. В Новой организации должна быть хорошая дисциплина, сходная с армейской. Что ни говори, но молодые любят загонять себя в “рамки”: это пропорции фигуры для девушек, “крутизна” для парней. Даже пристрастия к определенным музыкальным направлениям, таким, как рэп, рок, “кислота” и др., требуют специальной одежды (читайте – униформы), а нарушение правил ношения этого “прикида” карается достаточно сильно.
А низкая культура молодежи? Да с чего дети будут вежливы и отзывчивы, если современный мир предъявляет совсем другие запросы: надо быть жестоким, напористым, наглым, физически сильным, без этого трудно выжить. Для детей-беспризорников есть специальные заведения, однако от этого их, бездомных, меньше не стало. Поэтому эти спецучреждения стоит отдать в распоряжение Новой организации, а уж там эта проблема будет решена самостоятельно. Думаю, что беспризорники и сами будут рады стать членами крупной молодежной организации и больше не чувствовать себя отверженными. Новая организация должна помогать своим членам пробивать дорогу во взрослый мир, находить свое место в жизни.
Вряд ли кто-то будет возражать, что вступающему в самостоятельную жизнь человеку необходимы определенное воспитание, жизненные ориентиры, минимум политико-правовых знаний. Мы – будущие граждане своей страны, и нам надо уметь заботиться и о себе, и о своей стране. Это значит, что нам нужно как можно больше знать о своих правах и обязанностях. Изучение правовых норм следует начинать еще в школе. Так, например, на Западе это уже повседневная практика: двумя из четырех магистральных направлений работы Совета Европы являются повышение осознания общественной значимости прав человека и совершенствование обучения и информации о правах человека в школе, вузах и других структурах. В США действуют около 300 государственных, профсоюзных, неправительственных организаций, занимающихся разработкой вопросов содержания и методов обучения правам человека, граждановедения. Начиная с 1988 года ООН проводит всемирную кампанию по информированию общественности о правах человека, возлагая большие надежды на учебные заведения как одно из наиболее важных средств формирования культуры прав человека. Всемирная конференция по правам человека, проходившая в Вене в 1993 году, в Декларации и Программе действия обратила особое внимание на обучение правам человека и признала, что “все государства и учреждения должны включать вопросы прав человека, гуманитарного права, демократии и законности в учебные программы всех учебных заведений”, “разрабатывать конкретные программы и стратегии, обеспечивающие самое полное обучение в области прав человека”. Что же касается России, то в результате “эпохальных завоеваний” коммунистического строя сегодня в РФ нет “ни опыта обучения демократическим ценностям, ни научно-методических школ, ни выверенных временем и практикой устоявшихся программ, не отработаны содержание курса, методы и средства обучения, почти нет учебников, пособий, адаптированных для школьников и учителей”.
Возможно, для того, чтобы эти упущения исправить, был издан Указ Президента РФ от 29.11.94 года N 2131 “Об изучении Конституции РФ в образовательных учреждениях”.
Этому же должна служить Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в РФ, предусматривающая проведение специализированных уроков старших классов в средних специальных и высших учебных заведениях, поскольку как раз к этому времени мы становимся полностью дееспособными. Я считаю целесообразным вводить в школах и других учебных заведениях общеевропейские нормы по правам человека: Европейскую конвенцию по правам человека, Европейскую социальную хартию.
Карл Поппер в работе “Открытое общество и его враги” сказал: “Я полагаю, что если мы не сумеем обучить детей добродетели ненасилия, то нам следует научить их хотя бы тому, что величайшим из всех грехов является жестокость…” Представитель классического либерализма Ф.Лассаль писал: “Собственность, безопасность, свобода – на этом основан общественный порядок”.
После ознакомления с нашими правами, я думаю, самое время для рассмотрения системы защиты прав. Конституция РФ ввела новые нормы, обеспечивающие улучшенную защиту прав и основных свобод человека:
– закреплен принцип непосредственного действия норм Конституции (то есть если нет соответствующих законов, то необходимо руководствоваться непосредственно Конституцией, статьи 15, 18);
– введен институт Уполномоченного по правам человека, ст. 103;
– введены институты Конституционного суда, присяжных заседателей, ст. 123, 125;
– расширился круг конституционных норм, предусматривающих судебные правовые механизмы защиты прав, ст. 19, 22, 45 – 54.
Всему миру известно, что региональная общероссийская система защиты прав человека считается наиболее эффективной. Из России в Совет Европы, в его органы по правам человека, течет широкий поток жалоб, петиций от наших граждан, от наших сегодняшних школьников, студентов, поскольку в ближайшем будущем не предвидится радикального улучшения ситуаций с правами и свободами человека в нашей стране. Это, естественно, печальное наследие 70 лет власти КПСС. Мы, как будущие “строители” мира, как продолжатели рода человеческого, надеемся, что, пока мы еще не выросли, наши взрослые хотя бы заложат основы правового государства у нас в России, а остальное мы постараемся сделать сами. “Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими”, – сказал А.Сахаров. Мы – будущие граждане наших стран, и от нас зависит судьба всего мира!

Зинаида МУРИНА,
учитель истории и граждановедения;
Оксана ГРЕБЕННИКОВА,
учитель литературы и граждановедения
Удмуртия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте