Ученики-подростки – очень непростая аудитория. В разговоре с ними можно и нужно поднимать важные вопросы. Но необходимо делать это бережно и в то же время искренне и откровенно, потому что ребята остро чувствуют малейшую фальшь. И очень важно найти верную ноту в беседах на классном часе, например, таком как «Преодоление. Успех вопреки…» в 7-м классе «Д» гимназии №625.
Не каждый задумывается о том, что рядом есть люди, жизнь которых – ежедневная борьба. У них нет того, что нам кажется обычным, элементарным… Мы не всегда ценим здоровье, семью, дом, мирное небо. А кто-то может только мечтать об этом. И преодоление становится его девизом.Мы говорили о людях, личность которых формировалась в крайне сложных условиях. Одним из них пришлось бороться с тяжелыми заболеваниями, другим – с опасными травмами, третьим – с влиянием неблагополучной, враждебной или даже преступной среды… И все же они не сдались, нашли в себе силы идти вперед: развиваться, получать образование, заниматься творчеством, достигать профессиональных успехов, создавать семью, помогать другим.Глубокое впечатление произвел на ребят рассказ о Нике Вуйчиче, сопровождавшийся презентацией. Инвалид-эмигрант, родившийся без рук и ног, испытавший муки и сомнения, смог найти свое призвание и стал примером для других. Ник – автор книг-бестселлеров, оратор, спортсмен и путешественник, любящий муж и отец. Мне посчастливилось увидеть его своими глазами на встрече с читателями. Удивительно веселый, обаятельный и жизнерадостный человек! Общение с ним заставляет многое переосмыслить, по-новому взглянуть на мир. Школьников увлекла и тронула история Ника, они были воодушевлены.Значимым этапом классного часа стали выступления самих ребят. Объединившись в небольшие группы, они подготовили краткие сообщения о людях, преодолевших в юности значительные трудности и при этом добившихся успеха. Подростки могли выбрать любого героя, связанного с их увлечениями: чемпиона-паралимпийца, брошенного в младенчестве родителями; музыканта, боровшегося с опасным заболеванием; бывшего члена подростковой банды, сумевшего порвать с преступной средой и стать выдающимся футболистом; женщину-политика, с детства вынужденную ухаживать за тяжелобольной матерью, жертвуя собственными интересами; гениального ученого, прикованного к инвалидному креслу.Вариантов было множество, но семиклассников больше всего заинтересовали истории Данила Плужникова, Анны Бурмистровой, Джессики Лонг, Марии Каллас, Голды Меир, Стивена Хокинга, Карлоса Тевеса, Пабло Пинеды и Глории Стайнем. Именно о них ребята рассказали в своих сообщениях.После этого мы провели беседу, в ходе которой поделились своими мыслями об услышанном. Что пришлось пережить людям, о которых шла речь? Как они нашли в себе силы сражаться? Что им помогло? Можем ли мы хотя бы отдаленно представить себе жизнь, полную борьбы? Какие чувства вызывают у нас эти истории? Наши герои столкнулись с враждебной внешней средой или несовершенством собственного тела, были вынуждены преодолевать боль, страхи и сомнения. Трудности не сломили этих людей, напротив, лишь закалили их характер, помогли развить в себе лучшие качества.Кульминацией классного часа стала встреча с педагогом-психологом Юмой Медицкой. Несомненно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому мы пригласили человека, не понаслышке знающего о тяжелых жизненных обстоятельствах. Героиня рассказала школьникам свою историю. Она родилась в многодетной неблагополучной семье, столкнулась с несправедливостью и жестокостью, некоторое время жила на улице. Ей довелось голодать и бродяжничать. Среди знакомых были и преступники, и люди, зависимые от алкоголя и наркотиков. Травма, полученная в юности, изменила ее внешность. Но главной бедой было отсутствие семейного тепла, доверительных отношений с родственниками. Невзирая на сложные, даже трагические обстоятельства, Юма получила высшее образование (педагог-психолог), воинское звание (старшина морской пехоты, командир взвода), создала семью, растит двух дочерей, занимается музыкой, не пьет и не курит. Сила воли, стойкость и оптимизм помогают ей бороться с трудностями. Этот день заставил учеников о многом задуматься. Рассказ об этих необыкновенных людях, подготовка собственных сообщений и, конечно, живой разговор с гостьей произвели на ребят глубокое впечатление. В ходе классного часа мы подняли несколько очень важных вопросов и, надеюсь, затронули струны их души… Евгения ТУРАСОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №625, классный руководитель 7-го «Д»
Комментарии