Цель: воспитание любви к искусству, к прекрасному; формирование навыков культурного поведения и общения.
Оформление: на доске зеркало, занавес, эпиграф, театральный словарик; у доски стол с подсвечником, цветы; на столе учителя табличка «Школа вежливости».
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит!
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Вы слышите в этих пушкинских строчках шелестящее шуршание шелка, открывающего сцену. Вы видите угасающие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала? Вы чувствуете дыхание и легкий шорох красивых одежд? Вы ощущаете радостное ожидание великого чуда, имя которому – искусство? Наверное, вы поняли, что очередное занятие в школе вежливости будет посвящено правилам поведения в театре.
– А кто из вас соприкасался с искусством: в театре, в концертном зале, в кинотеатре, в музее, на выставке?
– Поделитесь, пожалуйста. (Обсуждение по кругу.)
Мне очень приятно, что у вас были такие встречи. Но знаете ли вы, как легко и просто можно испортить эту прекрасную встречу с искусством и себе, и соседям в зале, и тем, кто по другую сторону рампы, – артистам? Послушайте, о чем иногда говорят актеры. (Инсценирование.)
– Ах, – вздохнул один, – нет ничего ужаснее, чем слышать шаги зрителя, входящего в зал, когда спектакль уже начался.
– Вы ошибаетесь, – заметил другой, – есть вещи и похуже. Шаги зрителя, который покидает зал, когда спектакль еще не закончился. Пронзенный предательской шпагой, в муках падаю я на землю и умираю за добро, за справедливость. А он? А он в это время бежит со своим номерком в гардероб.
Конечно же, вы поняли, чем испорчена встреча с искусством. Кто создает волнующий, удивительный, незабываемый праздник-спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты, скажете вы. Да, конечно, и артисты, и режиссеры, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, продает пирожные в буфете. Но подумайте, какое было бы у нас настроение, если бы мы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах, партерах, ярусах. Или гардеробщица небрежно кинула бы шапку, раздраженно повесила пальто. Не случайно известный деятель русского искусства К.Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но ведь и от нас самих во многом зависит, принесет ли посещение театра радость, оставит равнодушным или вызовет чувство досады и огорчения. Как это бывает?
Пожалуйста. Вместе обсудим общую для всех групп ситуацию. Поможет мне в этом Саша. (Инсценировка.)
Учитель: В субботу после школы Саша долго играл в футбол. Вечером, несмотря на уговоры мамы, просидел у телевизора. Утром он проснулся, когда стрелки на часах показывали десять.
Саша: Уже десять. Мы же сегодня всем классом идем в театр. Начало в одиннадцать. Где же брюки? (не находит). Да, ладно, я и в спортивных могу сходить. Где же рубашка? (Находит и одевает помятую.) Так, теперь надо кроссовки найти (ищет, но не находит). Да я могу и в тапочках пойти. Побегу, и так уже опаздываю. (На ходу хватает и жует булку.)
Учитель: Без пяти минут одиннадцать. Он бежит по вестибюлю театра. И вдруг Саша почувствовал, что люди как-то необычно смотрят на него, даже смеются. Саша подошел к зеркалу, посмотрел в него…
Учитель: Ты что-нибудь понял, Саша?
Саша: Да я все понял.
Учитель: Что же понял Саша?
Обсудить в группах. Припомните ошибки Саши и сформулируйте, как правильно нужно было себя вести. На обсуждение 1-2 минуты. (Ответы от каждой группы и дополнения от двух групп.)
Как же согласиться с требованием этикета, который утверждает, что, отправляясь в театр, на концерт, в музей, надо особенно придирчиво осмотреть себя и привести все в порядок: одежду, обувь, прическу, ногти. Встреча с искусством – это праздник, а к празднику надо готовиться и не опаздывать. Но вот вы празднично оделись, вошли… и здесь вступает в силу инструкция «Как не надо себя вести в театре». Обсудим эту инструкцию. Помните, что написана она с юмором. (Обсуждение в группах ситуаций. По две ситуации каждой группе.)
Ситуация №1
Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются прекрасные мускулы.
Ситуация №2
Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Именно для этого на номерках сделана дырка.
Ситуация №3
Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут остальные. Зато потом, когда будете проходить, им придется вставать. Это как зарядка, полезно для здоровья.
Ситуация №4
Не забудьте, вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора-два часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает музыка или реплика актеров.
Ситуация №5
Купите в буфете шоколадку, но сразу ее не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдут на сцену. Знаете, как приятно есть шоколадку и конфету под музыку.
Ситуация №6
Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняйтесь, упирайтесь ногами в стенку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников.
Думаю, что при посещении театра вы будете соблюдать правила этикета, которые сами определили. Продолжаем наше занятие в школе вежливости. Предлагаю составить театральный словарик. Я называю слово (карточку со словом вставляю в кармашки), а вы объясняете, как ассоциируется это слово с культурным поведением зрителя. Это задание общее для всех групп. Десять секунд на обсуждение. Если возникнут затруднения, я помогу.
Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Тебе понравилась игра актеров – поаплодируй. Хочешь еще раз услышать только что прозвучавшую песню – вызови певца аплодисментами. Не забудь поблагодарить художника за красивую декорацию, оркестр и дирижера за музыку.
Цветы. Дарить цветы артистам – один из самых древних и самых красивых театральных обычаев. Цветы можно вручить артисту, подойдя к сцене или передать с работником театра.
Бинокль театральный. Его приносят из дома или за особую плату берут у работников театра. Даже при самой большой пытливости ума не стоит его развинчивать, разбирать по стеклышку. В антракте биноклем не пользуются. Это и понятно, он ведь не для того, чтобы разглядывать тех, кто пришел в театр.
Место, на котором тебе следует сидеть, указано в билете. Партер – первые, нижние ряды, амфитеатр – верхние, задние. Их следует занимать до того, как погаснет свет. Бывают случайные ошибки: на одно место два билета. Спор может уладить только билетер или администратор.
Занавес не только отделяет сцену от зрительного зала. Он отделяет суету, разговоры, мелочь повседневных забот от того, с чем мы пришли в театр. «…И, взвившись, занавес шумит! Тихо! Начинается искусство!»
И последнее задание для групп. Сформулируем правила культурного поведения зрителя. На обсуждение две минуты.
Мы провели очередное занятие в школе вежливости. Чему же вы научились? Что дало каждому из вас обсуждение? Хотите ли вы в очередной раз побывать на концерте, выставке, в театре. (Обсуждение по кругу.)
Татьяна ЛАВРОВА, учитель, Московская область
Комментарии