search
main
0

Классное руководство – работа 24 часа в сутки

Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Екатерина Сморода призвала упорядочить обязанности классных руководителей. Как отметила омбудсмен на заседании Совета по правам человека при Президенте РФ, нагрузка классного руководителя вышла за пределы рабочего дня настолько, что у него не остается времени на собственную семью: «Учителя отвечают за каждого ребенка, за каждую семью, причем и в школах, и вне школы: за любое ЧП учителям грозит выговор или сразу увольнение».

Уполномоченный добавила, что педагоги сегодня нагружены организацией участия детей во всевозможных проектах и мероприятиях, получают бесчисленные задания собрать информацию и представить отчеты. Порой, по ее словам, ситуация доходит до абсурда. Например, учителя заставляют родителей вести странички детей в соцсетях и отслеживают, как обновляется лента, поскольку педагоги якобы должны знать, чем занимаются дети во внеурочное время. «Все нужно упорядочивать и принимать решительные меры, а самое главное – оценить по достоинству и справедливости этот огромный ежедневный труд», – заявила Сморода.

Владимир Путин согласился с тем, что вопрос регламентации классного руководства требует внимания, и пообещал дать соответствующее поручение профильному министерству и Администрации Президента РФ.

Проблему обсуждают наши эксперты и читатели.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– В России 838 тысяч классных руководителей, это 80% от числа всех учителей. При этом, по оценкам экспертов, в ряде регионов за 10 лет нагрузка на педагогов выросла втрое. Половина из них работают меньше, чем на две ставки, но больше, чем на одну, 11% – на две ставки.

СПК в сфере образования провел мониторинг рынка труда в сфере общего образования. В нем приняли участие 26 тысяч учителей со всей России. Самыми сложными трудовыми действиями учителя называют адресную работу с особым контингентом детей – попавшими в трудные жизненные ситуации, социально уязвимыми детьми, одаренными детьми, детьми с ОВЗ. Необходимо обсуждать не просто круг обязанностей, но и весь необходимый набор квалификаций для решения задач воспитания и обучения. Все чаще учителя говорят: этот процесс стал очень многогранен, уследить за всем трудно. Профконсультанты, наставники и руководители ученических проектов и исследований, освобожденный классный руководитель, помощник классного руководителя, организатор внеурочной деятельности – вот тот перечень квалификаций, которые педагоги чаще всего хотели бы ввести в своей образовательной организации. Необходимо исключать задачи, не связанные с деятельностью образовательной организации, но тем не менее поручаемые педагогам: согласно нашему мониторингу именно они составляют 48% всей избыточной нагрузки.

 

Юлия КАПАЛКИНА, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018, член Всероссийского экспертного педагогического совета, амбассадор Форума классных руководителей, учитель математики школы №1 ст. Зеленчукской, Карачаево-Черкесская Республика:

– Тему классного руководства мы неоднократно обсуждали на заседаниях Всероссийского экспертного педагогического совета, и как показывает практика, в разных регионах и даже муниципалитетах нагрузка и обязанности классных руководителей отличаются. Так, например, в некоторых регионах учителя проводят подворовый обход. Правда в том, что с введением президентского вознаграждения за классное руководство любые дополнительные обязанности, которые возлагают на учителей, оправдывают этой доплатой.

У нас в школе к этому вопросу подошли разумно. Разработана четкая инструкция для классных руководителей. Мы ясно понимаем, что входит в круг наших обязанностей, а что – нет. Я сама классный руководитель и не могу сказать, что эти обязанности меня сильно обременяют. У нас такого абсурда, как отслеживание соцсетей, никогда не было.

Конечно, многое зависит от класса. Если в классе есть опекаемые дети, сироты, ребята, состоящие на учете, учителю трудно. Наше руководство идет навстречу и учитывает дополнительную работу при назначении стимулирующих выплат.

Важно разграничить ответственность. Я не могу отвечать за поведение ребенка вне школы. Это ответственность родителей. Но, если ученик что-то натворил за пределами образовательного учреждения, на комиссию по делам несовершеннолетних вызывают как родителей, так и меня.

Таким образом, некоторые вещи можно регулировать на уровне образовательного учреждения, а некоторые вопросы нужно решать на уровне государства. Для начала я бы предложила провести мониторинг среди учителей и выяснить, какие обязанности на них возлагаются в разных регионах, что их беспокоит. В данном случае спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если в каком-то регионе проблема замалчивается, надо о ней говорить. Такой мониторинг могли бы провести представители ВЭПС, сообщество Форума классных руководителей. Проблема поднята действительно важная.

 

Евгений ДРЕВАЛЬ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, учитель русского языка и литературы, немецкого языка и МХК школы №75, Воронеж:

– Документарная нагрузка на классных руководителей действительно очень высока, несмотря на попытки ее ограничить. Еще в 2006 году в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ было предусмотрено, что такие педагоги должны вести два вида документации – классный журнал и план работы классного руководителя. В письме Минобрнауки 2017 года ясно сказано: функционал классных руководителей не предполагает сбора и обработки информации, которую постоянно требуют от школы разного рода инстанции. В том же письме говорится о недопущении возложения на классного руководителя отчетности социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов-организаторов. Другими словами, классный руководитель не должен оформлять социальные паспорта, психолого-педагогические характеристики класса и многое другое, что возложено на его плечи. Письмо Минпросвещения от 2020 года в очередной раз подтверждает вышеизложенное.

Судя по всему, методические рекомендации и письма министерства на местах часто игнорируют. Следовательно, нужны обязательные к исполнению приказы, очерчивающие обязанности классных руководителей на федеральном уровне, а также эффективный контроль за их исполнением.

Анна ХОРСЕВА, учитель начальных классов школы №9, Боровичи, Новгородская область:

– Екатерина Вячеславовна выразила мнение большей части учителей нашей страны. На классного руководителя сейчас возложена ответственность за каждого ребенка 24 часа в сутки. Считаю, ответственность за все, что происходит с учениками вне школьных стен, должна перейти на законных представителей детей.

 

Татьяна КИСЕЛЬ, учитель русского языка и литературы Троснянской средней школы, Орловская область:

– Классное руководство – это своего рода лотерея. Если повезло с классом и родителями учеников, то обязанности, которые на нас возлагаются, не кажутся такими уж непосильными. Сейчас у меня как раз такие дети и адекватные, понимающие родители, поэтому классное руководство доставляет огромное удовольствие, хотя и отнимает много времени.

Так сразу и не скажешь, что конкретно я готова убрать из своей должностной инструкции. Составление социального паспорта, воспитательной программы, проведение родительских собраний и лекториев, организация экскурсий, общественно полезный труд, летняя практика, дозированное участие в опросах – все важно в работе с классным коллективом. Даже в мониторинге страничек в социальных сетях нет ничего страшного. Я не отвожу этому какое-то особое время в своем плотном графике. Но, если на глаза мне попалась такая информация в аккаунте ребенка, которой могло бы и не быть, я обращу его внимание на то, что правила этикета распространяются и на соцсети.

Единственное, против чего я выступаю, – это круглосуточное общение со всеми участниками образовательного процесса. Учитель должен восстанавливать силы после тяжелого трудового дня, да и к урокам на следующий день готовиться нужно. Родители всегда могут обсудить важные вопросы на индивидуальных консультациях с учителями или на классных собраниях.

 

Алексей БОККИН, учитель физики и математики Гимназии Костомукши, Карелия:

– Проблема отсутствия временных границ в работе классного руководителя возникла уже давно. К сожалению, родители часто обращаются к классному руководителю по вопросам образовательного процесса в позднее время. Их тоже можно понять: как правило, люди возвращаются с работы после 18.00. Если ребенок сразу поделится школьными проблемами, то родители звонят в районе 18.30‑19.00. А если они узнают об этом позже, то и пишут, соответственно, позже. Я знаю, что некоторые коллеги регистрируют специальный номер телефона для работы и отключают его после того, как выходят из школы. Но тогда обрывается связь между родителями и школой. Чаще всего родители могут решить конфликтные вопросы между учениками одного класса, самостоятельно позвонив другим родителям. А как решать вопрос с оценками? Я считаю, учителя-предметники должны приходить на классное собрание и рассказывать о своих требованиях, образовательных подходах. Тогда родители смогут понять, что хотят от их детей. Ведь многие родители действительно этого не понимают.

Иногда на школу и классного руководителя перекладывают ответственность, которую они не обязаны нести. К примеру, лет пять назад у нас был такой случай: в июле наш ученик отдыхал с родителями на юге, перебежал дорогу и попал под машину (к счастью, серьезных травм он не получил). А в сентябре к нам пришла проверка, мол, в школе некачественно проводят беседы о безопасности на дорогах. Мне кажется, что такие ситуации – перебор.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте