Учитель биологии Школы имени С.Е.Кузнецова с. Чемодановки Пензенской области, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021 Светлана Еремина убеждена, что ее работа – это источник вдохновения, но, чтобы найти данный источник, нужно было когда-то прислушаться к словам родного человека. В случае с нашей героиней важным советчиком оказалась сестра. Мнение ближайшей родственницы стало определяющим в выборе предметной области. А то, что будет учителем, Светлана Константиновна знала и сама.
Ведь, как и многие ее коллеги, она не была исключением и с удовольствием в детстве играла в школу. Девочке нравилось что-то показывать, чему-то учить. Нравилось общаться сначала со сверстниками, а когда стала постарше и начала работать вожатой, с малышами и подростками. Причем этот интерес, потребность делиться знаниями, проявлять творческую активность и увлекать ею других она ощущала всегда. Поэтому по окончании школы при выборе профессии дороги ей виделись только две: в медицину и в педагогику. И документы Светлана Константиновна подавала сразу в оба вуза. Правда, сложилось так, что оригиналы документов она почему-то представила в Педагогический институт имени В.Г.Белинского Пензенского государственного университета, и именно оттуда ей позвонили, пригласив на обучение. Из медицинского вуза отклика не пришло, да Светлана Константиновна, собственно, и не ждала, да и никаких попыток что-то узнать или изменить не предпринимала, потому что уже чувствовала – все последующие события в жизни будут связаны с педагогикой. Например, случится знаковый момент – встреча с будущим супругом. Университетская подруга Светланы Константиновны пригласила ее на свою свадьбу, и там героиня нашего очерка познакомилась с человеком, которого полюбила и который стал спутником ее жизни. А еще, не будь педагогики, она бы не приняла участия в конкурсе «Учитель года» и не встретилась бы с удивительными, яркими, творческими коллегами. Как говорит Светлана Константиновна, еще при обучении в вузе к ней пришло понимание, что школа – это ее место, здесь она общается с хорошими людьми, воспитывает и обучает замечательных детей, которые не только внимают и впитывают, но и сами заряжают потрясающей энергией.
А что касается предметной области, то да, когда в 6‑м классе началось преподавание биологии, Светлана Константиновна сразу внесла эту дисциплину в список любимых. В этот перечень потом включила химию, и оба предмета вызывали у нее особый трепет, особый интерес. Поэтому в 11‑м классе Светлана Константиновна точно знала, что будущая специальность будет связана с каким-то из этих предметов. И как уже упоминалось, мнение родной сестры сильно повлияло на выбор биологии в качестве профессиональной области. Светлана Константиновна вспоминает, что сестренка была влюблена в биологию и просто-таки требовала такой же привязанности от родственницы. Заставляла учить, больше читать, экзаменовала по предмету. Ее прямая заслуга в том, что для Светланы Константиновны биология в списке любимых поднялась поистине на заоблачную высоту. Но, любопытное дело, в отличие от Светланы Константиновны сестра связала свой профессиональный выбор с экономикой, о чем, бывает, жалеет. На тот момент экономика была самой перспективной областью, и молодежь активно откликнулась на запрос рынка труда. Как шутливо замечает Светлана Константиновна, сестра поделилась мечтой, а она сделала все возможное, чтобы эту мечту осуществить.
– Светлана Константиновна, а кто вы больше в биологии – ботаник или зоолог?
– Я бы сказала, что все мы прежде всего экологи. Сегодня такие серьезные проблемы с окружающей средой, что преподавать биологию, химию, физику, не обращая внимания на климатические и природные изменения, нельзя. Это вопросы глобальные и общечеловеческие. Если говорить о собственном пристрастии, то, наверное, я ботаник. И ботаником остаюсь везде, растительный мир меня восхищает. Он не может не восхищать, даже если ты не учитель биологии. Ведь мы всегда обращаем внимание на цветы, на кустарники, на деревья. Они изумляют красотой, совершенством. Когда нахожусь в поездках, то постоянно смотрю, не встретится ли какое-то редкое растение. Начала использовать программу, которая помогает определять виды растений, общаюсь с коллегами и прошу помочь идентифицировать редкий вид.
Нужно сказать, что открытия могут подстерегать где угодно, в том числе рядом с домом. Например, в прошлом году на соседнем поле встретили редкий вид гвоздики. Вроде и проходили мимо сто раз, и вдруг такая интересная находка! Отправили снимок на определение, и оказалось – действительно, для нашего региона это довольно редкое растение.
Любя биологию и восхищаясь ею, Светлана Константиновна, конечно, понимает, что это наука сложная. Тут невозможна зубрежка, нужно мыслить, сопоставлять, анализировать. Как заинтересовать, удивить детей предметом, если они, плавая в Интернете как рыба в воде, хватают только поверхностную информацию? Светлана Константиновна признается – это сложно, и добавляет, что она все-таки тот учитель, который не пропагандирует активно цифровое образование, хотя на уроках, безусловно, использует электронные ресурсы. Ей важно, чтобы дети учились вживую наблюдать за окружающим миром, стремились что-то сделать своими руками.
Хотя тот, кому интересно, и так мотивирован на изучение предмета. Задача учителя в этом случае поддерживать углубленный интерес исследовательской, научной работой, практическими занятиями. Как считает Светлана Константиновна, к ней ребята приходят с удовольствием, ведь на уроках практикуется разнообразная подача информации, используется интеграция. Скажем, можно взять какую-то тему и рассматривать ее с позиции физики, химии, моделировать различные ситуации и т. д. Светлана Константиновна придерживается принципа: ученик должен развиваться разносторонне, и тогда ему легче найти свое предназначение. Дополнительные знания и умение эти знания применять в разных областях только помогут.
– Как определить на уроке углубленный интерес к предмету у ребенка?
– Думаю, это подскажут неординарные вопросы, которые задает ученик, неординарные решения, которые он предлагает. Ты тогда видишь, что у ребенка мысль движется в другом направлении. К примеру, одна девочка при изучении корневой системы узнала о таком свойстве, как геотропизм (реагирование некоторых организмов на действие силы земного притяжения), задумалась и спросила меня, что будет, если посадить семечко у ядра земли. Может, кому-то этот вопрос покажется глупым, но девочке стало интересно, и никто другой его не задал. А такой вопрос может повести ребенка дальше: изучить явление, посмотреть, как оно коррелирует с другими явлениями. Или один старшеклассник спросил на уроке, когда изучали генетику, сколько раз у человека может родиться сын. Этот вопрос заинтересовал не только его, но и весь класс, и мы все вместе искали ответ.
– А если тема деликатная, задают ли дети вопросы? И какие?
– Думаю, все зависит от учителя, насколько корректно он преподносит информацию. Я участвовала в квесте компании «Проктер энд Гэмбл» и рассказывала девочкам о периоде полового созревания, и дети вначале были настороженны, но потом, когда поняли, что речь идет о серьезных вещах, слушали с интересом и задавали глубокие и в их понимании очень важные вопросы. В том числе о любви. Но вообще тема влюбленности на уроках биологии не поднимается. Мы об этом можем поговорить в рамках классного часа, а если кто-то хочет задать вопрос по теме, всегда может подойти и пообщаться со мной после урока.
Впрочем, воспитательный аспект не может не присутствовать на уроке. Светлана Константиновна считает необходимым на каждом занятии искать точки соприкосновения предметного знания и личностного развития. Как говорит героиня нашего очерка, один из принципов, которым она руководствуется на уроке, – это находить то, с чем ребенок сталкивается ежедневно, искать, как он может это применить в жизни, и понимать, для формирования каких нравственных качеств это может пригодиться. Кроме того, она всегда помнит о главном педагогическом правиле: человек для другого человека должен быть примером. Да, важно давать предметные знания, но при этом, если ты родитель или педагог, тебе важно помнить, что дети с тебя считывают отношение к Родине, к дому, к окружающим, к самому себе. Если ты демонстрируешь любовь, заботу, добро, терпимость, то и в ответ получишь эти же качества.
– Светлана Константиновна, если продолжать тему личного примера, то как много ребят идут вашим путем, выбирая биологию как профессию?
– Знаете, у меня много удивительных примеров. Например, мои первые выпускники выбрали профессию педагога. Одна из бывших учениц стала учителем биологии и уже начала работать в школе, а ее мама всегда говорила, что я стала примером для ее дочери. Это большая гордость. Я вижу в этой девушке себя. Чрезвычайно приятно, когда дети пишут, что хотят посвятить себя педагогике или медицине, потому что им нравится или предмет, или то, как я веду эту дисциплину. В этом году пять моих выпускников подали документы в медицинский вуз и поступили. Это невероятная радость!
А еще для Светланы Константиновны радость – классное руководство. Может, кто-то не поверит, но это так. Первых ребят она взяла сразу после прихода в школу, но признается, что была достаточно авторитарным классным руководителем. Но дети ей попались чудесные – добрые и ответственные, ни одно поручение не оставалось забытым. Второй класс оказался другим. И она тоже изменилась. Поняла, что в классе каждый со своим характером, многие хотят быть лидерами, и авторитарность как метод управления классом здесь будет неэффективна. Нынешний класс научил Светлану Константиновну многим полезным вещам. Например, искать компромиссы. Не скрывать мягкость, быть ласковой, лишний раз подтверждать, что любит их и верит им. И, удивительное дело, изменилась классный руководитель, и детский коллектив тоже стал меняться. Ребята по-другому относятся друг к другу, меньше «кусаются». Научились поддерживать не только учителя, но и одноклассников.
Светлана Константиновна считает, что, приходя работать в школу, обязательно нужно брать классное руководство и работать с ребятами. Ведь учитель-предметник лишен всего того, что получает классный руководитель, а именно: общения, той энергетики, того творческого заряда, того понимания, что ты можешь измениться сам и что-то изменить в детях. Твои «классные» дети становятся тебе настоящей опорой, и их доверие вдохновляет на замечательные совместные и индивидуальные творческие проекты.
Правда, у Светланы Константиновны есть один творческий проект, на который ее вдохновили не «классные» дети, а собственный ребенок. Когда она находилась в декретном отпуске, занялась кондитерским искусством. Так что героиня нашего очерка – настоящий кулинар, из-под рук которого выходят произведения пряничного и тортичного искусства. Сейчас выпечь вкуснейший торт ей не составит труда, а ведь первое сладкое произведение получилось… комом. Пришлось заглянуть в Интернет и даже окончить курсы кондитеров. Но это обстоятельство лишний раз доказывает: учитель – это личность разносторонняя и очень ответственная. Уж если что-то делает, то только на «отлично». По-другому никак. Ведь и дома, и на работе он всегда служит примером.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Пензенская область
Комментарии