search
main
0

«Классная тема!»: новый ресурс популяризации учительской профессии

Свершилось! Наконец-то на телевизионном экране стали появляться учителя – яркие, талантливые, с харизмой, а главное – обладающие профессиональным мастерством, хорошей речью, знанием своего предмета и умением за непродолжительное время в новой для них обстановке показать некоторые приемы и методы преподавания в увлекательном формате, с вдохновением и задором.

2024 год. Семь финалистов телешоу «Классная тема!»

Герои ТВ – учителя России

В начале января нового, 2024 года, на канале «Россия 1» был показан проект «Классная тема!». Он вызвал резонанс и, судя по откликам в сетях, получил в преобладающем большинстве позитивную реакцию. Согласно официальной информации на сайте его организаторов, проект «посвящен современным учителям и призван представить самых ярких педагогов нашего времени, повысить престиж одной из важнейших профессий страны». Победитель получает приз – авторскую программу на федеральном телеканале. Телешоу создано Министерством просвещения России и телеканалом «Россия» при информационной поддержке VK по поручению Президента РФ Владимира Путина.

В первом сезоне проекта приняли участие 6 тысяч педагогов из всех регионов России, в 2023 году их число увеличилось до 7 тысяч. Учителя биологии, русского языка, физики, математики, химии, географии и истории, пройдя отбор, попали вначале в полуфинал, а на следующем этапе из числа 35 участников, представивших свои видеовизитки, были выбраны через народное голосование 7 финалистов. Они стали авторами и героями телешоу «Классная тема!». Победителем этого сезона признана Екатерина Сигарева, учитель химии из Липецка.

Сам факт появления такого проекта заслуживает, на наш взгляд, пристального внимания, как и то, что среди финалистов первого и второго сезонов были участники разных профессиональных состязаний, особенно конкурса «Учитель года». Например, Павел Красновид, учитель географии из Подмосковья, призер этого главного профессионального состязания страны в 2019 году, вышел в финал телешоу первого сезона. И его победитель – учитель физики из города Нальчика Аслан Кашежев – также хорошо знаком нам, организаторам, членам жюри конкурса «Учитель года России»: он дважды участвовал в нем, а в 2022 году стал лауреатом. Многие участники проекта «Классная тема!», чьи видеоролики мы видели в сетях, в той или иной степени связаны с профессиональными конкурсами. Финалист этого сезона учитель истории из Москвы Александр Оджо в 2022 году стал призером в номинации «Педагогический старт» в направлении «Учитель-лидер» на конкурсе «Педагоги года Москвы», а Анастасия Кондина, учитель биологии из Нижегородской области, вошедшая в семерку, победила на муниципальном этапе, а затем оказалась в числе полуфиналистов регионального конкурса «Учитель года России»-2019.

Предтеча проекта

В самом деле, авторитетный и признанный конкурс «Учитель года», за плечами которого богатая 35‑летняя история, изначально ставил задачу популяризации профессии. Она в череде других задач фигурировала как одна из самых важных, доминирующих. Главным инструментом для этого стали поиск и открытие талантливых педагогов, которым было что показать, о чем рассказать, чем удивить и вдохновить не только коллег, но и широкую общественность. Всем понятно, что телевидение, обладая особенными ресурсами, огромной зрительской аудиторией, в которую входят практически все участники образовательного процесса – ученики, студенты, мамы, папы, дедушки и бабушки, может привлечь внимание к образовательной теме в большей мере и в иных масштабах, чем любое печатное СМИ, даже самое известное и авторитетное, признанное и востребованное читателями.

Когда основатели конкурса «Учитель года» – журналисты «Учительской газеты» объявили в конце 1989 года о его запуске, сохранялась надежда, что телевидение поддержит этот проект. Был прекрасный тому пример – передачи в студии «Останкино» с участием учителей. В 1986 году, после широкого резонанса общественности на акцию газеты по популяризации новых идей в образовании, по поддержке педагогов-новаторов, пошатнувших устои авторитарной педагогики, на телевидении появились главные герои газетных статей, авторы Манифеста педагогики сотрудничества. Первый канал, к счастью, отреагировал на это прогрессивное явление в образовании, хотя, скажем прямо, школа, учителя далеко не всегда были и остаются в поле зрения и в центре внимания телевизионщиков. Произошло чудо! Не только на страницах «Учительской газеты», которую возглавлял в то время легендарный Владимир Федорович Матвеев, но и на Центральном телевидении, в телестудии «Останкино», зазвучали весомые голоса талантливых и прогрессивных педагогов, огромная зрительская аудитория страны познакомилась с выдающимися личностями, узнала их взгляды на обучение и воспитание детей. Программы с их участием смотрели миллионы зрителей, они имели большой успех и популярность. Зрители восхищались новаторскими идеями Евгения Ильина, Шалвы Амонашвили, Виктора Шаталова, Михаила Щетинина и других ярких педагогов. Их выступления с телеэкрана поднимали авторитет, престиж профессии, формировали в обществе позитивный образ учителя. Перед каждой передачей газета анонсировала ее, как, например, это было накануне эфира 4 октября 1986 года. Газета сообщала: «Вновь Центральное телевидение дарит нам встречу с педагогами. На этот раз на сцену выйдет Виктор Федорович Шаталов – учитель из Донецка. Он поделится своими замечательными открытиями в педагогике – методикой, которая позволяет учить без троек и дважды, а то и трижды быстрее. Он расскажет о педагогике бесконфликтной, творческой и здесь, в студии, докажет геометрическую теорему по-своему, преподаст урок по-своему. И каждый, кто посмотрит передачу, запомнит на всю жизнь то, о чем говорил Виктор Федорович. Это случится непременно. Кто-то посчитал, что, если все учителя страны станут пользоваться методом Виктора Федоровича Шаталова, государство сэкономит немалые средства!»

И после каждой встречи в «Останкино» на страницах «Учительской газеты» появлялись серьезные обзоры этих передач, автор которых – известный журналист, писатель, публицист Симон Львович Соловейчик – глубоко и талантливо анализировал выступления педагогов-новаторов. В одной из своих статьей Симон Львович написал: «С ильинского вечера в «Останкино» (речь шла о Евгении Николаевиче Ильине, учителе литературы из Ленинграда. – Прим. авт.) открывается и вовсе новая возможность – теперь мы видим и обсуждаем учителя за его работой, потому что книги не совсем точно передают характер учительского труда». Есть и такие его пророческие слова: «Мы еще доживем до времени, когда по телевидению будут показывать открытые уроки…» (С.Соловейчик «Письмо учителю об учителе», «Учительская газета», 25 сентября, 1986 год.)

Большие «пеликаны» 90-х. Абсолютные победители конкурса «Учитель года России» Артур Заруба (1992), Олег Парамонов (1993), Михаил Нянковский (1994), Зинаида Климентовская (1995), Екатерина Филиппова (1996), Александр Глозман (1997), Владимир Ильин (1998)

Эхо XX века

И правда, дожили! Жаль, что слишком затянулась, на долгие годы, эта досадная пауза невнимания и игнорирования телеканалами страны фигуры учителя. Обращались, писали, предлагали коллегам-телевизионщикам повернуться лицом к педагогике. И кое-что в 90‑х, в последнем десятилетии XX века, получалось. Например, финал конкурса «Учитель года России» в 1993 году удалось провести на сцене телестудии «Останкино». Разумеется, пять финалистов до момента выхода на сцену прошли важный профессиональный отбор, а здесь происходило то, что еще более раскрывало конкурсантов как творческих личностей, неординарных, уникальных учителей. В сценическое действие был вовлечен Ролан Быков, известный актер и режиссер, который восхитился талантами педагогов и уже за кулисами пригласил одного из них (Олега Парамонова, филолога из Брянска, он стал абсолютным победителем) сниматься в фильме о Царскосельском лицее в роли одного из наставников Пушкина. И суперфинал конкурса «Учитель года России»-1994, на котором победил Михаил Нянковский, также был показан по ТВ. Он проходил в Парламентском центре, находившемся в те времена на Цветном бульваре. В сценическом действии пяти прекрасных учителей были блицверсии их любимых уроков, они заменяли совершенно незнакомые им занятия по другим предметам, которые вели «неожиданно заболевшие» их коллеги, демонстрировали в свободной форме свои педагогические принципы, лучшие книги, показывали, как работать с аудиторией в пятьсот человек, которые исполняли роль учеников.

Многие телеканалы в те времена довольно часто приглашали учителей года на ток-шоу, у них брали интервью, в некоторых теле- и радиопередачах можно было услышать голоса педагогов, которым было что сказать большой аудитории зрителей и слушателей. Непродолжительный период Первый канал входил в число соучредителей конкурса «Учитель года России».

Со временем все труднее было достучаться до телевидения, пошла иная волна, стали доминировать развлекательные программы и те, которые приносили прибыль. Постепенно учительская тема на ТВ практически закрылась, достойный образ учителя вообще сошел с экранов. Новых фильмов с должным уровнем мастерства и художественного вкуса, с приличным отношением к этой профессии практически не было, а те, что появлялись, работали в обратную сторону, навязывая зрителю образы и образцы с явно негативным и не всегда уважительным отношением к учителю.

В самом деле, сама идея «Учителя года» подразумевала, что открытые благодаря конкурсу Моцарты и атланты педагогики будут широко представлены в телевизионных программах. Жаль, что миллионы зрителей не увидели на экранах ТВ талантливых победителей конкурса разных лет, например настоящих звезд педагогического олимпа 90‑х Артура Зарубу, блистательного учителя музыки, виртуозного пианиста, композитора, автора «Учительского вальса», которой звучит сегодня практически во всех школах России, Олега Парамонова, обладающего невероятным мастерством, артистическим дарованием утонченного словесника, учителя литературы, поэта из Брянска, не смогли насладиться филологическим, литературоведческим талантом его коллеги из Ярославля Михаила Нянковского, харизмой и профессионализмом учителя французского языка из Рязани Екатерины Филипповой и многих-многих других участников конкурса, олицетворяющих все самое лучшее, что должно быть в учителе, ярких личностей, высокообразованных представителей педагогической профессии, людей подлинной духовной культуры. Уверена, что передачи с их участием имели бы тогда (да и сейчас!) высокий рейтинг, пользовались бы большой популярностью.

Конкурс в медиаархивах

История не терпит сослагательного наклонения, и успокою себя тем, что в самом образовательном сообществе наши Моцарты в педагогике широко известны, их знают и любят во многих российских регионах. К тому же немало фактов и сюжетов из истории конкурса удалось зафиксировать. И не только в статьях, книгах, одну из которых я посвятила нашим звездным учителям («Окрыляющая педагога: жизнь в конкурсе и после него», она вышла в 2022 году). Распространять их опыт, лучше узнавать об учителях года помогло и то, что начиная с 2009 года все конкурсные испытания мы стали транслировать в открытом онлайн-режиме, каждый желающий мог посмотреть их в Интернете. К счастью, некоторые замечательные примеры и образцы педагогического искусства, мастерства, профессионализма, которые учителя демонстрировали на конкурсных уроках и мастер-классах, записаны на камеру. Их педагогическое творчество, можно считать, в некоторой степени сохранено и для нашего времени, для сегодняшних молодых, начинающих учителей, да и для будущих поколений. Долгие годы специалисты Тюменского областного государственного института развития регионального образования по инициативе его ректора доктора педагогических наук, народного учителя России Ольги Ройтблат, до недавнего времени возглавлявшей ТОГИРРО (ныне Ольга Владимировна руководит Центром по общественнозначимым проектам), снимали на видео уроки, мастер-классы учителей года России разных лет. Эта уникальная база видеоматериалов имеет, несомненно, большую ценность, ее потенциал огромен и пока еще не до конца использован, что можно сказать и о тех уникальных видеопроектах, которые когда-то создавались в брянском центре «Медиаресурсы для образования и просвещения». Они зафиксировали творчество многих участников конкурса 90‑х – начала нулевых годов.

Разумеется, независимо от того, показывало или нет российское телевидение на своих экранах наших талантливых педагогов- «пеликанов» (так в народе уже давно называют участников, прошедших через конкурс «Учитель года», и это является своего рода знаком качества, высшего уровня мастерства), их имена известны в педагогической среде, они востребованы и по-прежнему любимы. Их уважают и ценят ученики, родители, общественность. Талант и мастерство учителей, которые успешно прошли через конкурс, не перестают удивлять, волновать, радовать. По-прежнему восхищают сценические выступления маститых и молодых обладателей Малых и Больших хрустальных пеликанов на разных площадках, многие годы они вызывают огромный интерес у зрителей, участников послеконкурсных форумов, семинаров, фестивалей, педагогических марафонов. Во многих проектах, в том числе онлайн-, которые активно проводит и продвигает созданная в 2022 году Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года», звездные учителя в числе первых. Достаточно привести яркий пример – онлайн-конференцию «Школа в фокусе. Фокусы для школы». За два года ее участниками и зрителями стали десятки тысяч представителей педагогической профессии практически из всех российских регионов, а также из многих зарубежных стран. Особую роль в популяризации опыта талантливых учителей играет проект «Высшая лига». Все это и есть главное достижение конкурса, показывающее его отдаленные результаты.

Инициатива лидера страны

Более того, и сам проект «Классная тема!» напрямую связан с конкурсом «Учитель года». И вот почему. В 2021 году, традиционно встречаясь с лауреатами конкурса «Учитель года России», Президент РФ Владимир Путин предложил проводить конкурс круглогодично и в формате реалити-шоу. Главная мысль, которую тогда несколько раз повторил глава государства, заключалась в следующем: конкурс должен быть живым, познавательным, зрелищным и захватывающим действием, поскольку сам по себе он является «…интересной сферой деятельности…».

Триумф победителей Владимир Путин сравнил с «лампочкой… звездой…», которые «сверкнули, и все», и еще сказал о том, что после конкурса «никто не видит и ничего об этом не слышит», поставив тем самым задачу расширять аудиторию зрителей конкурса для лучшего понимания его миссии и показывать, открывать на экранах ТВ звезд в педагогике. Таким образом, чтобы взяться за такую работу, телевидению нужны были сигнал свыше, поручение и поддержка на самом высоком уровне. Порадуемся тому, что это произошло и мы увидели на экране канала «Россия 1» яркое, живое, познавательное действие с элементами импровизации, в котором в качестве условных учеников за партами сидели звезды кино, театра, музыкального искусства, эстрады.

«Учитель года» и «Классная тема!»: два конкурса – общие задачи

Еще до финала, после просмотра конкурсных видеовизиток, стало понятно, что эти молодые педагоги не случайно оказались в профессии. Неординарные, творческие, устремленные в будущее. На экране ТВ они были органичны, свободны, раскрепощены, показывали интересные приемы, удивляли находками, привлекали внимание грамотной речью, знанием своего предмета, чувством юмора, обаянием и харизмой, что, уверена, они демонстрируют и в своей повседневной практике на уроках с учениками. Одним словом, каждый участник был неповторим и интересен, что высоко ценится на конкурсе «Учитель года» и на что обращают внимание эксперты, члены жюри всех категорий – профессионального, ученического, родительского и, конечно же, Большого жюри, которое с 1995 года возглавляет ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий.

Предполагаю, что молодой проект «Классная тема!», получивший признание, может вызвать не только положительные и восторженные реакции. Кто-то скажет (и уже говорит) о том, что это шоу, игра, постановка, не имеющие отношения к реальной жизни учителя. Так было и с конкурсом «Учитель года». И его порой называли примерно так же, говоря о якобы недостаточном профессионализме (что, конечно же, было ошибочным мнением) и излишней креативности конкурсантов, о слишком высоком градусе их творческой активности и т. д. В таких случаях приводила цитату Антона Павловича Чехова: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело». А также предлагала оппонентам внимательно посмотреть мастер-классы призеров, победителей, лауреатов, финалистов и обратить внимание на успехи их учеников.

Время все поставило на свои места. Конкурсу в этом году исполняется 35 лет. Убедительный срок для сомневающихся относительно его роли и значения как для самих участников, так и для педагогического сообщества, для образовательного пространства в целом… «Учитель года» живет и развивается, несет свою миссию, открывает ярких и талантливых личностей в педагогике. А это, по сути, и есть сверхзадача телепроекта «Классная тема!» и его смысловая связь с конкурсом «Учитель года».

Великолепная семерка!

О том, что стало главным мотивом выбора этого проекта, причиной интереса учителей к телешоу, я спросила у финалистов второго сезона. Были ли они ранее участниками конкурса «Учитель года» (или других профессиональных конкурсов) и повлияло ли это на их решение выйти на большую сцену? Мне также хотелось узнать о тех, кого финалисты считают своими главными наставниками, кто помогал и поддерживал их. И вот что они рассказали.

Фото: Официальная группа ВК телепроекта «Классная тема!»

Екатерина Сигарева, учитель химии, школа информационных технологий №26 Липецка, Липецкая область:

– Проект заинтересовал меня сразу. Это уникальное шоу, где можно попробовать себя несколько в иной роли, не только учителя, но и ведущего. Здорово, что проект направлен на популяризацию профессии педагога, а в нашей стране много ярких и творческих учителей, которые могут стать вдохновением для других. В прошлом году я внимательно следила за проектом, смотрела уроки и восхищалась участниками первого сезона. В 2023 году ждала открытия приема заявок и без сомнений решила принять участие!

Что дал мне проект? Классных людей! Любое событие, проект, конкурс, фестиваль – это прежде всего люди! Я познакомилась с 34 учителями из разных уголков нашей страны! Конечно, больше всего времени мы провели с финалистами, и скажу одно: я их просто обожаю! Мы стали настоящими друзьями, готовыми поддержать друг друга в любой момент.

Безусловно, проект открыл новые возможности и помог выйти за рамки привычного урока, что мотивирует стать лучше, расти и развиваться. А еще конкурс «Классная тема!» помог мне одержать победу над собой!

Фото: Официальная группа ВК телепроекта «Классная тема!»

Радик Хабиров, учитель физики школы полного дня №108 Казани, Республика Татарстан:

– Мне была интересна новизна проекта как некий глоток свежего воздуха в моей деятельности. Участие в интересном телешоу вдохновляет на поиск новых знаний и идей, стимулирует творческое мышление, поскольку нужно искать новые и нестандартные способы раскрыть тему мини-урока.

Проект дает возможность работать в команде с другими учителями, обмениваться опытом и идеями, а также учиться у них. Совместная работа обогащает подход к обучению и помогает стать более эффективным педагогом. Участие в проекте «Классная тема!» приносит пользу и ученикам. Они болеют за своего учителя, смотрят в том числе и ролики коллег. Все это способствует их академическому прогрессу, развитию навыков социального взаимодействия и мотивации к обучению.

Фото: Официальная группа ВК телепроекта «Классная тема!»

Александр Пинежанинов, учитель географии школы МДЦ «Артек», Ялта, Республика Крым:

– Мне нравится ставить перед собой новые задачи, я не боюсь вызовов. Через конкурсы можно подсветить то, что у тебя на высоком уровне, а также и то, над чем нужно еще работать. Кроме этого, через соревновательную историю формируется дружба с такими же, как ты, людьми, которым неинтересно сидеть на месте, хочется расти и развиваться.

Конкурсантом «Учителя года» не был, но знаю о нем от моих друзей и коллег, его участников. А вот в других профессиональных или околопрофессиональных состязаниях даже побеждал, например на конкурсе «Флагманы образования. Школа»-2022. Дважды становился призером регионального этапа конкурса «Команда большой страны», студенческой олимпиады по географии «Я – профессионал». Да, эти конкурсы придали уверенности и понимания того, что нет ничего невозможного. Любой опыт полезен, и не важно, прошел бы я дальше или нет. Не люблю жалеть о том, что не попробовал.

Не хвастаюсь, но главным наставником и помощником в рамках конкурса был я сам. Никто не сможет зарядить и замотивировать человека больше, чем он сам. Но, конечно, в моей жизни есть люди, которых я могу с уверенностью назвать наставниками. Безусловно, в рамках полуфинала мне помогала вся Россия, и это без преувеличения. Я чувствовал поддержку друзей, товарищей практически из всех регионов нашей страны, своих учеников, коллег и директора, которые поздравили меня с качественным выступлением. Были рады, что школа прозвучала на таком уровне. Много теплых слов мне написали в социальных сетях.

Фото: Официальная группа ВК телепроекта «Классная тема!»

Андрей Летцев, учитель математики школы №4 Батайска, Ростовская область:

– Конкурс – это всегда что-то необычное и интересное. Поэтому я постоянно изучаю, знакомлюсь и участвую в различных конкурсах и проектах. Это дает мне много новых идей и энергии. Конкурс «Классная тема!» не похож на другие и единственный в своем роде. После первого сезона, когда я увидел на экране яркие и не­обычные мастер-классы, захотелось попробовать свои силы. А вдруг получится?.. Сейчас, пройдя этот интересный путь и оказавшись в финале, желал бы проекту развития и процветания. Пусть хорошее дело, мотивирующее педагогов к творчеству, продолжается. Важно, чтобы общественность видела учителей, которые трудятся на благо образования. Благодаря таким телешоу открывается возможность показать учителей, которые любят свою профессию, обладают определенными талантами и способностями, умеют преподавать свои предметы нестандартно, нешаблонно. Все мы, оказавшиеся на конкурсе, по сути, обычные учителя, у которых есть желание работать с детьми с горячим сердцем, увлеченно, с полной отдачей сил. Проект показал, что таких педагогов в нашей необъятной стране немало, а мне позволил увидеть себя с другой стороны, той, которая сейчас активно развивается, а именно медиасфера. Пусть как можно больше учителей поддерживают друг друга, делятся своим опытом и показывают это всему Рунету. А наши ученики в свою очередь увидят, как мы общаемся в социальных сетях, расширяем контакты, обретаем новых друзей в разных регионах, городах, селах.

Фото: Официальная группа ВК телепроекта «Классная тема!»

Никита Никитюк, учитель русского языка и литературы школы №55 Горловки, Донецкая Народная Республика:

– Однажды мне сказали: «Если в жизни хочется перемен, нужно непременно идти работать в школу, потому что там перемены каждые 45 минут и работа классная, именно так ежедневно на доске пишут учителя». Среди тех, кто пришел в учительство, нет равнодушных. Телешоу «Классная тема!» доказывает это. Каждый финалист – Учитель с большой буквы, который любит детей, горит своим делом, излучает свет знания и просвещения. Он профессионал нового формата и творец невероятных идей.

Проект «Классная тема!» о любви – любви к ученикам, профессии, людям, государству. Благодаря передаче каждый педагог смог прожить абсолютно новые, ни с чем не сравнимые чувства и эмоции. Это удивительное шоу помогло нам обрести классную семью из профессионалов и единомышленников, расширить свои горизонты, открыть в себе невероятные таланты и возможности.

Фото: Официальная группа ВК телепроекта «Классная тема!»

Анастасия Кондина, учитель биологии школы №8 Выксы, Нижегородская область:

– Участие в любом конкурсе – это бесценный опыт, образование, расширение пространства профессионального общения! Конкурс – это вдохновение и преодоление себя! Мое участие в конкурсах профессионального мастерства повлияло на решение принять участие в проекте «Классная тема!». Несколько лет назад я стала призером муниципального уровня на конкурсах «Сердце отдаю детям» (2017), «Классный классный!» (2018), победителем «Учителя года»-2019, в том же году и полуфиналистом регионального этапа конкурса «Учитель года России». Участвовала и даже побеждала на других профессиональных конкурсах.

«Классная тема!» для меня – это новый формат урока, где нет традиционной системы, а в центре всего творческая мысль ребенка. Еще это новый вектор развития, лаборатория мастерства и школа профессионального совершенствования, движение вперед. В финале мне и моим коллегам удалось сделать уроки увлекательными и яркими. Свой урок провела в форме игры по теме «Живая и неживая природа» из курса биологии в 5‑м классе.

Кто для меня стал главным наставником? Конечно же, мой первый учитель – моя мама Светлана Анатольевна Новичкова, учитель начальных классов. С теплотой и нежностью вспоминаю ее уроки. Именно первый учитель закладывает в сердца детей уважение и любовь к окружающему миру. Я выросла в семье педагогов и с ранних лет видела, что означает выражение «отдавать свое сердце детям». Общий педагогический стаж моей семьи более 120 лет. Мой стаж работы 10 лет. И главным мотиватором участия в проекте «Классная тема!» стала моя семья.

Конечно, без поддержки учителю сложно развиваться. Поэтому хочу сказать спасибо моим наставникам и помощникам в достижении профессиональных успехов – директору школы Людмиле Васильевне Лебедевой, ее заместителям Ольге Ивановне Поляковой и Ирине Дмитриевне Загидуллиной, а также Елене Владимировне Алексеевой, кандидату педагогических наук, доценту, заведующей кафедрой естественно-научного образования Нижегородского института развития образования.

Фото: Официальная группа ВК телепроекта «Классная тема!»

Александр Оджо, учитель истории школы №854 Москвы (Зеленоград):

– Мой первый педагогический конкурс был в 11‑м классе. Тогда, будучи абитуриентом Московского педагогического государственного университета, я принял участие в «Педагогическом будущем России» и стал призером. Конкурс – это всегда вызов, поэтому, как только я узнал о «Классной теме!», сразу подал заявку. И провалился. В первом сезоне не прошел в полуфинал и был готов опустить руки. Новость о втором сезоне не вызвала у меня энтузиазма, но после поддержки коллег и друзей я все-таки снял видеоурок. Отправил. И одним летним днем раздался звонок. Я был в Калмыкии, готовился читать лекцию. Узнал новость о том, что я полуфиналист. Счастью не было предела. Потом были сложный этап полуфинала и голосования и, наконец, финал.

На конкурсе я встретил настоящих друзей с горящими глазами, с доброй душой. Я почувствовал в них своих школьных коллег. Каждый из семерки финалистов прекрасно бы вошел в коллектив школы №854, в которой я работаю и в которой, как мне кажется, каждый ученик, родитель, учитель, работник школы проголосовал за меня, поддержал, поздравил с высоким результатом. В будущем я мечтаю делать полезный образовательный контент не только в школе и в соцсетях, но и на телевидении, на радио. Это будет впереди, очень надеюсь, что у меня все получится!

Послесловие

У Уинстона Черчилля есть такая фраза: «Ни одна звезда не засияет, пока не найдется человек, который будет держать сзади черное полотно». В какой-то мере организаторы конкурсов, телепрограмм и есть те самые люди, которые держат это «полотно». Они моделируют действия, создают условия, готовят своего рода подиумы, выйдя на которые смелые, увлеченные, талантливые люди могут самовыразиться, очаровать и засиять, показать во всей красе силу личностного обаяния, дарования, интеллекта, внутренней культуры, эрудиции, наличие незаурядных способностей. Многое зависит от архитектуры конструкций, которые им предлагают, от сценариев, режиссуры конкурса или представления, от их содержательного наполнения, смыслового и ценностного контента. Большую роль играют вкус, интуиция и культура тех, кто взял на себя непростую ношу – крепко, правильно и умело держать это «полотно».

Первый в стране конкурс «Учитель года», родившийся на стыке двух веков, еще в СССР, дал старт многим другим профессиональным состязаниям. Пусть и проект «Классная тема!» сподвигнет коллег и другие каналы на создание разнообразных программ, посвященных учителю. Кстати, Анастасия Кондина в качестве еще одного варианта помимо «Классной темы!» предлагает проводить телепрограмму об учителях, школе и учениках в формате travel-шоу, чего-то похожего на передачу «Жизнь других» на Первом канале, которое ведет Жанна Бадоева. Эффективными, по мнению еще одного финалиста, Александра Пинежанинова, учителя географии, могут быть образовательные мультфильмы, педагогические путешествия, прикладные совместные программы с детьми в роли полноценных участников или, например, форматы показа межпредметных уроков либо занятий в рамках активного взаимодействия с предприятиями и производствами.

В любом случае начало положено, остается надеяться на то, что хорошее дело будет развиваться и проект «Классная тема!» станет важным ресурсом популяризации учительской профессии. Наши сердечные поздравления всем его участникам, финалистам, победителям, организаторам – Министерству просвещения РФ, телеканалу «Россия 1», социальной сети «ВКонтакте», информационному партнеру проекта и, конечно же, спасибо Президенту России, поручение которого в его создании сыграло ключевую, решающую роль.

Ирина Димова, кандидат педагогических наук, президент Общероссийской общественной организации «Учитель года», член оргкомитета и Большого жюри конкурса «Учитель года России» (1991‑2023), заслуженный работник культуры РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте