Семьдесят пять лет назад, в 1932 году, в Московской области было введено всеобщее обязательное семилетнее обучение. Стало нужно готовить значительно больше учительских кадров, чем прежде. Для этого годом раньше Московский областной педагогический техникум имени Профинтерна реорганизовали в Московский областной индустриально-педагогический институт. В 1957 г. ему присвоили имя Надежды Константиновны Крупской, и самый большой (на сегодняшний момент) отрезок жизни – тридцать четыре года – этот институт прожил как МОПИ имени Крупской. В год своего шестидесятилетия МОПИ был преобразован в Московский педагогический университет. А почти пять лет назад решением правительства Московской области ему присвоили статус классического университета.
Сейчас у нас соотношение студентов «педагогических» и «классических» специальностей примерно шестьдесят к сорока, – рассказывает проректор МГОУ по учебной работе, первый проректор Сергей ДЕМБИЦКИЙ. – Есть факультет психологии, на факультете изобразительного искусства и народных ремесел готовим дизайнеров. Внутри университета открыты целые институты, где сочетаются педагогические и классические специальности – Институт лингвистики и межкультурной коммуникации, Институт экономики, управления и права. Как бы там нас ни пугали, а спрос на экономистов падать не торопится. Классическое образование в нашем вузе можно получать дистанционно (у нас есть Институт открытого образования), а также в наших представительствах в Дмитрове и Дмитрове-2, Видном, Серпухове, Раменском, Егорьевске, Шаховской, Луховицах, Рузе.
Все же педагогическое направление остается ведущим. По словам Дембицкого, увеличение количества «классических» специальностей не ведет к сокращению «педагогических» мест или к обеднению их учебных программ. Специфика бывшего педагогического университета сказывается в том, что и студентам «классических» институтов, факультетов и отделений МГОУ предлагается получить дополнительную специальность преподавателя и пройти практику в школе. Конечно, студента юрфака никто не может обязать отправляться в школьный класс. Но сам Сергей Геннадьевич на месте такого студента отказываться не стал бы.
– По моему глубокому убеждению, опыт работы в школе дает дополнительные знания, коммуникабельность, которая потом помогают взаимодействовать с людьми.
Средний конкурс в МГОУ – около четырех человек на место. Но он, увы, неравномерен: на «классические» специальности высок, а вот на «традиционные», педагогические, не столь велик. Не так много абитуриентов рвутся стать учителями химии, географии, русского языка. Недобора, конечно, не бывает, но ведь чем ниже конкурс, тем ниже «качество» будущих студентов.
– Но когда наши выпускники устраиваются на работу, руководители обычно бывают ими довольны, – говорит Сергей Дембицкий. – Около трети учителей в Подмосковье и каждый пятый учитель в столице – выпускники нашего университета. Когда спрашиваешь студентов, почему они выбрали МГОУ, многие отвечают: семейная традиция.
К сожалению, сейчас не так много выпускников устраиваются на работу в школу. Неохотно идут туда дипломанты Института лингвистики, факультета изобразительного искусства. Не спешат в школьные спортзалы выпускники факультета физической культуры. Зато гарантированно идут в школу те, кто принят в институт по целевому назначению, по трехстороннему договору, заключенному абитуриентом, вузом и работодателем.
С большой вероятностью пойдут работать в школу те, кто до университета окончил педагогический колледж. Поэтому МГОУ старается сделать обучение максимально привлекательным для тех, у кого уже есть среднее специальное образование. Разработаны специальные смежные, переходные учебные планы, позволяющие «дорастить» свое образование до высшего за четыре или за три года.
Чтобы выпускники были более конкурентоспособными, куда бы они ни пошли работать, в программы почти всех специальностей вводятся дополнительные часы иностранного языка и информатики. Можно говорить о том, что в МГОУ создано единое информационное пространство. В университете один компьютер приходится в среднем на десять студентов. Только за последние три года открыто более десяти компьютерных классов. Разработан ряд целевых программ, направленных на внедрение новейших технологий во все сферы университетской деятельности. Работе с компьютерами обучают и преподавателей МГОУ.
– По количеству «остепененных» преподавателей мы можем сравниться, наверное, с медицинскими вузами. У нас более семидесяти процентов преподавателей с кандидатской или докторской степенью, – рассказывает Дембицкий. – Нам удалось сохранить преподавательский состав в самый трудный период. Огромную роль сыграла помощь министра образования Московской области и губернатора Подмосковья. Сейчас у нас на одного преподавателя приходится шесть студентов. Это очень хорошая пропорция.
Трудные годы, по мнению Сергея Геннадьевича, закончились около трех лет назад:
– Сейчас в Московской области много внимания уделяется социальным вопросам. Развивается экономика, растут инвестиции в промышленность и образование, повышается социальная защищенность… Тенденция однозначно положительная. Если у нас сохранится такая же позитивная социальная динамика, то через пять лет, когда нынешние первокурсники получат дипломы, гораздо больше людей, чем сейчас, захочет пойти работать в школу. Может возникнуть другая проблема. Ведь помимо нашего вуза уже многие годы в Подмосковье плодотворно работают Орехово-Зуевский и Коломенский педагогические институты. Представляете, сколько уже подготовлено высококлассных учителей. Хватит ли на всех школ?
P. S.
Сергей Дембицкий пользуется случаем, чтобы поздравить коллег из других вузов, педагогов, студентов и выпускников с Татьяниным днем и пожелать им всем студенческого задора, быстрого и успешного решения проблем.
Комментарии