search
main
0

«Классика в классе»

В рамках развивающегося проекта «Литературный венок России» Южный округ был представлен интереснейшим мероприятием – встречей учащихся, родителей и учителей с труппой актеров Московского молодежного театра под руководством народного артиста России Вячеслава СПЕСИВЦЕВА.

Наталья ШАХНАЗАРОВА,журналист, актриса Московского молодежного театра под руководством В.Спесивцева

Нестандартность жанра этой встречи была предопределена большой предварительной работой методистов, учителей и учащихся округа и режиссера театра Вячеслава Спесивцева. Школьники активно «погружались» в тексты чеховских произведений, встречались с современными учеными-чеховедами. Задача таких встреч состояла в том, чтобы учащиеся смогли «выстроить» свое отношение к Чехову как к нашему современнику.

Не секрет, что отношение к русской литературе у школьников очень разное: от восхищения до полного равнодушия. Учащиеся, к сожалению, узнали, что неосторожными репликами в сторону русских классиков ведется скрытое разрушение нашего духовного богатства. Ученики сами обнаружили эссе театрального критика Дж. Фридмана «Довольно Чехова». В этом эссе автор выражал якобы общую усталость от «избыточности» Чехова в русском театре. Спектакль Московского молодежного театра под руководством В.Спесивцева стал формой защиты чеховского гения.

В Год Чехова участие театра в «Литературном венке России» с постановкой «Вишневого сада» стало особенно актуальным. После спектакля дети, учителя и артисты были вовлечены в интересную дискуссию. Многие столетия существует театр, и многие десятилетия с Чеховым вместе. Ведь, сколько живет чеховская драма, столько вокруг нее не утихают споры. Спектакль доказал, что Чехов универсален. Он сам по себе вне времени и всегда актуален. Понимание Спесивцевым сущности чеховской драматургии совмещает классическую традицию и современную интерпретацию, не чуждо тому самому эксперименту, модерну, элементам нового времени, гармонично вплетающимся в историческую достоверность, канву, оставленную автором, сочетаясь с правдой жизни и характеров. Чехова вообще трудно ставить. Он заставляет думать, мыслить, иногда переворачивает сознание. И Спесивцеву, по признанию его зрителя, это удается.

Режиссер считает Чехова влиятельным драматургом. В его героях человек в большей степени узнает себя. Спектакль Спесивцева приблизил детей к пониманию и осмыслению текста, эмоционально расшевелил, пробудил защитные силы. Дети увидели, что любой человек может изменить жизнь, если захочет. Герои Чехова падают и поднимаются снова. После просмотра спектакля хочется открыть Чехова, и в сознании возникают многие вопросы, которых раньше не было либо они давно не просыпались к жизни. То, что на большой сцене обычно проходит мимо, здесь, в классе, на импровизированной сценической площадке, было услышано и, что важно, юным зрителем – будущим и надеждой России. Театр Спесивцева – исключительное явление не только нашей культуры, это явление мирового порядка, в очередной раз дети и учителя убедились в важности подобного эксперимента, в порядочности театра, некоммерческого и открытого зрителю, его душе.

Дети и учителя задавали вопросы, а отвечали: и сам спектакль, и режиссер, и артисты. Насколько Чехов современен сегодня? Вячеслав Спесивцев ответил на него своей постановкой. Были и другого рода вопросы, касающиеся героев произведения. Вопросы о Раневской. О противоречивости ее образа, о том, насколько она плохая или хорошая мать. А какова судьба самого «Вишневого сада»? В спектакле существует некая перестановка фигур. Одни владельцы сменяются другими, и не факт, что новый хозяин чего-то добьется положительного в своем замысле. Созидатель и предприниматель – слова, разнящиеся в своем значении. Верит ли сам режиссер в то, что герои спектакля – герои будущего? Об этом спрашивали дети и учителя.

А все же, кто такой Лопахин? Герой сегодняшнего дня? Созидатель или предприниматель? Режиссер Спесивцев отвечает на это своим спектаклем, его герой несчастен, у него все есть или будет, но счастье явится ли ему когда-нибудь? А Гаев? За ним последнее слово? Или за Шарлоттой? Может быть, за Петей Трофимовым? Да, он и Аня скорее герои будущего, но по факту, а не по сути.

Дети приняли активное участие в дискуссии, они высказывали свое мнение по каждому вопросу. Они были словно заворожены магией чеховской драматургии, которую театр привнес на урок. Обсуждение было не менее интересно, чем просмотр самого спектакля. Здесь каждый становился его участником. Даже после самого действия. А спектакль проникал в жизнь со всей своей смешной и грустной правдой. Прекрасного не может быть много, решили мы с Чеховым, Спесивцевым и детьми. И получили много ответов на давние вопросы. Театр им это позволил.

Совместная работа школ Южного округа и Московского молодежного театра – это уже традиция. Созданный в театре проект «Классика в классе» занял в учебном процессе школ округа свое почетное место. И проект «Литературный венок России» еще более укрепил эту связь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте