search
main
0

Классика становится ближе. В Кирове завершился межрегиональный фестиваль современного урока литературы «Читаем. Думаем. Спорим»

Фестиваль был организован кафедрой русской и зарубежной литературы ВятГГУ и Кировским региональным отделением Ассоциации учителей литературы и русского языка в рамках Года литературы и проходил в период с ноября 2015 года по март 2016 года при поддержке Ассоциации инновационных образовательных учреждений Кировской области и Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка.

Фестиваль стал методическим и культурным событием для педагогического сообщества ряда регионов России, так как в нем приняли участие педагоги Приволжского, Центрального и Северо-Западного федеральных округов.Что же нового и интересного в содержании современного урока открыл фестиваль?Первое. Ценным становится урок, на котором осуществляется открытый диалог детей и взрослых, причем книга становится средством для обсуждения и разрешения кризисных проблем не только подростка, но и взрослого человека. Такие уроки по произведениям современных авторов, пишущих для подростков, представили многие участники. Важно отметить, что работа на таких уроках осуществляется в группе, где есть возможность услышать друг друга, обсудить проблемные вопросы, а также выполнить совместную творческую работу.Второе. Форум учителей литературы показал, что все более важной становится интеграция различных предметных областей, таких как литература и математика, литература и физика, литература и музыка, изобразительное искусство, литература и история, литература и информатика.Третий итог. Подчеркнута важность изучения классических произведений в контексте современности. Не секрет, что нынешние дети не любят и не хотят читать классику, что и учителя отвергают изучение некоторых классических произведений в школе, так как они не соответствуют возрасту и жизненному опыту детей. Однако представленные на фестиваль уроки не относятся ни к той, ни к другой точке зрения. Эксперты отмечают, что фестивальные уроки по изучению классических произведений отличались оригинальностью подхода в их преподавании. Прежде всего тема урока, она звучит проблемно, актуально, личностно значимо. При таком подходе меняется восприятие школьниками содержательной стороны текста, ибо осмысливается всеми участниками образовательного процесса. Классика становится ближе и понятнее, если герои произведений воспринимаются как твои ровесники, а их проблемы становятся твоими проблемами, и ты ищешь ответ на вопрос, как поступил бы в той или иной ситуации.Учителя готовы проводить уроки литературы не только в классной аудитории, но и в музее, театре, на концерте. Именно такие уроки позволяют освоить особый язык искусства, создать условия для подготовки восприятия школьников, погрузиться в культурно-образовательную среду музея, театра, выставки, концерта.На первый план выходит профессионализм учителя, способного вести образовательный диалог с любыми учениками (из твоей они школы или нет, из твоего они класса или из другого).Фестивальные уроки показали, что учителя-словесники имеют огромный творческий потенциал, что поиск новых подходов к содержанию школьного литературного образования соответствует вызовам времени. Однако не на всех уроках состоялся актуальный образовательный диалог, не всем учителям удалось реализовать замысел урока, выстроить его глубоким и цельным. Причин для этого много. Все они обсуждались на форуме. Опытные коллеги давали советы начинающим учителям. И главным был совет правильно определить вектор развития читателя и овладевать новыми подходами, формами и методами школьного литературного образования.Каждый участник форума получил в подарок для работы три учебно-методических пособия и диск с записью фестивальных уроков, изданных на средства президентского гранта. Победителем фестиваля стала учитель литературы Кировского физико-математического лицея Татьяна Юрьевна Гришина, которая провела урок в 5-м классе по повести Ирины Краевой «Баба-яга пишет…» на тему «Это и есть самое счастливое счастье…». Среди победителей и призеров фестиваля не только учителя литературы, но и других учебных предметов – математики, информатики, физики и других, – которые творчески воплощали интеграционные идеи гуманитарного, человеко-ориентированного современного образования. Практически каждый участник получил какой-либо приз: от ноутбука (его вручили победителю), смартфонов и камер (для призеров) до простых, но таких нужных в работе накопителей памяти.В рамках творческих мастерских участники фестиваля ознакомились с различными приемами работы с текстом, с технологиями и практиками гуманитарного образования, которые они могут использовать при подготовке современного урока литературы.​Татьяна КОСОЛАПОВА, председатель Кировского регионального отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте