search
main
0

Классика без спешки

Наслаждаться ювелирным искусством слова - с чувством, с толком, с расстановкой

Практика медленного чтения в наше время становится все более популярной. Разбираемся, в чем ее плюсы и как она может пригодиться в организации семейного литературного клуба.

 

«Ювелирное искусство слова теперь необходимее, чем когда-нибудь, именно потому оно влечет и очаровывает нас, в наш век «работы», век суетливости, век безумный, не щадящий сил поспешности, – век, который хочет успеть все и справиться со всем, с каждой старой и с каждой новой книгой. Филология не так быстро успевает все – она учит читать хорошо, то есть медленно, всматриваясь в глубину смысла, следя за связью мысли, улавливая намеки, видя всю идею книги как бы сквозь открытую дверь…» – так писал Фридрих Ницше в 1881 году, но эти слова еще актуальнее сегодня, когда жизнь становится все быстрее и приходится задумываться о том, как в непрекращающемся потоке фактов сохранить важные человеческие ценности. Одной из таких главных ценностей является умение читать: читать внимательно, вдумчиво, усваивать информацию, полученную из текста, уметь ее анализировать и использовать. А также замечать декоративные и забавные детали текста, которые могут быть художественными находками автора или способом эффективнее донести свою мысль.

Почему важна литература? Потому что ее история – это история человеческого сознания. Открыв книгу, написанную два века назад, мы, во-первых, увидим, что некоторые мысли и чувства универсальны. Если мы будем говорить о любви и дружбе с человеком XIX века, то наверняка найдем точки соприкосновения: погрустим или порадуемся, попытаемся прийти к какому-нибудь решению. Правда, без переводчика мы можем друг друга не понять, и это уже во-вторых.

Книги – это хранилище информации об истории, культуре конкретных стран, специфике определенных профессий. Причем все эти знания могут встречаться в художественном произведении, не только в учебнике или энциклопедии. А так как скреплены понятными человеческими чувствами, эти знания усваиваются куда органичнее. Мы чувствуем связь с жизненными ситуациями главных героев, а затем понимаем, что в прежние времена многие вопросы решались по-другому. Истина рождается в разговоре, и даже информацию о собственном внутреннем мире человек часто усваивает только после взаимодействия с другими людьми. В этом заключается фундаментальная польза классической литературы: она говорит о ценных вещах через чувства и художественные образы, и делает это в форме, которую уже успели принять за эталон. После знакомства с такими образцами смело можно обращаться к любым другим текстам, читательский опыт поможет отличить хорошее произведение от плохого и даст возможность грамотно создать собственный текст (к примеру, устный). Как говорится, кто владеет информацией (добавим – и умением создавать тексты), тот владеет миром.

Но, для того чтобы классический литературный текст был усвоен в достаточной степени, беглое чтение не подойдет. Как шутил писатель и режиссер Вуди Аллен: «Я прослушал курс по скорочтению и прочитал «Войну и мир» за 20 минут. Речь там идет о России». Пассивного чтения «по диагонали» в современной реальности хватает: реклама, интернет-статьи, френд-лента в социальных сетях. Часто ли мы включаем мозг, когда пробегаемся по этому глазами? Обилие картинок и видеоряда также не всегда идет на пользу: зачем фантазировать, изобретать миры и образы, если за тебя все уже сделано? Сознание начинает лениться. Потому и учащаются случаи дислексии и дисграфии среди молодого поколения: люди отвыкают от текста, а ведь текст может нам подарить очень многое.

В связи с этим целесообразным представляется использование медленного чтения – практики намеренного снижения скорости чтения, благодаря которой обостряется внимание к тексту, более объемными становятся его детали, а непонятные или дискуссионные моменты обсуждаются с ведущим-наставником, специалистом по поднимаемым вопросам. Таким образом, медленное чтение – часто занятие коллективное, но не теряющее свей камерности. Чтение выбранного произведения или его отрывка происходит в реальном времени, все участники встречи следят за произносимым вслух по печатному тексту. Произведение по фрагментам прочитывается педагогом, одним из участников встречи, или проигрывается аудиозапись. Последний вариант в большей степени характерен для книг на иностранном языке. Для этих целей медленное чтение используется активно, так как здесь теоретические лингвистические знания непосредственно включаются в практику. В привыкании к деталям грамматики, орфографии и пунктуации иностранного языка такой тип чтения верный помощник.

Для литературоведческих же занятий подойдет озвучивание отрывков педагогом и/или участниками встречи. Второе более перспективно, так как помимо усвоения материала будет тренировать и выразительное чтение, и навык публичных выступлений. Важной задачей подобного читательского клуба является выстраивание культуры общения, в которую входит и психологический комфорт, открывающий возможность для раскрытия личности. Вслед за психологическим комфортом придет вовлеченность в предмет разговора с обсуждением возникших в течение читки вопросов и размышлений. Медленное чтение – это тренировка не только умения концентрироваться на тексте, но и умения делиться своим опытом, формулировать речевые конструкции различных видов, отстоять свое мнение или признать правоту другого. И в конечном счете уважать и ценить других людей.

Поэтому в нашем Дворце творчества детей и молодежи «Хорошево» открылся семейный клуб «Классика. Медленно», на занятия в который могут прийти и ребята, и их родители. Ведь классика тем и интересна, что ее можно читать и перечитывать в разном возрасте. А обмен мнениями в рамках этого клуба поможет обучающимся и их родителям лучше понять друг друга.

Владимир Набоков в своих лекциях говорил: «Литературу, настоящую литературу, не стоит глотать залпом, как снадобье, полезное для сердца или ума, этого «желудка» души. Литературу надо принимать мелкими дозами, раздробив, раскрошив, размолов, тогда вы почувствуете ее сладостное благоухание в глубине ладоней». Будем учиться наслаждаться ювелирным искусством слова – с чувством, с толком с расстановкой.

Ксения ТИХОМИРОВА, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте