Сегодня университет не только кузница кадров, но и инновационная структура. Федеральное правительство реализует концепцию, согласно которой на университеты возлагаются функции, раньше выполнявшиеся отраслевыми научно-исследовательскими институтами и институтами РАН. Перед вузами ставится задача обеспечения инновационных научных прорывов.
Классический университет дает самый эффективный путь инновационного развития – внедрение результатов фундаментальных исследований в реальный сектор экономики. Это непростая задача, решение которой приводит к появлению новых технологий, зачастую не имеющих аналогов. В качестве примера можно привести развитие нанотехнологий на химическом и физическом факультетах. Уже два года реализуется новая образовательная программа – фундаментальная химия, имеющая большую инновационную составляющую.На физическом факультете на основе нанотехнологий ведутся работы по созданию материалов на основе карбида кремния. Это направление получило поддержку как Министерства образования и науки РФ, так и правительства Самарской области, что позволит развернуть в университете опытно-экспериментальный центр материаловедения.Ряд разработок ученых Самарского государственного университета внедряется на химических предприятиях, практически на всех космических аппаратах, изготовленных на «ЦСКБ-Прогресс», установлены трубы-теплообменники для системы термостатирования. Наши ученые участвуют в расчетах для космических аппаратов, проводят лабораторные испытания по имитированию условий космоса.Сегодня мы реализуем проекты не только в естественно-научном направлении, но и в экономическом, гуманитарном. Целый ряд проектов ученые университета предложили для обеспечения эффективной подготовки к чемпионату мира по футболу. Также разрабатываем научные проекты и для муниципальных образований.Важное значение придается интеграции вузовского сообщества, которое обеспечит формирование новой образовательной среды. В 2013 г. СамГУ инициировал ряд таких мероприятий. Подписано генеральное соглашение с научно-исследовательским Мордовским государственным университетом им. Н.П.Огарева. Проведен обмен делегациями и подписан договор с Казахстанским университетом инновационных и телекоммуникационных систем (г. Уральск, Казахстан), а также с Высшей школой менеджмента АРК (Швейцария). Совместно с консорциумом «Международное партнерство» впервые в Самаре 3-5 июня 2013 г. проведен день партнера «Международное академическое сотрудничество: перспективы развития». В этом мероприятии приняли участие кроме вузов Самары 12 представителей из зарубежных университетов США, ФРГ, Испании, Швейцарии, Болгарии, Кубы, Китая, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. На форуме обсуждались вопросы реализации образовательных программ с использованием сетевого принципа, что будет способствовать развитию коммуникативных связей вузов-партнеров и наполнению научно-образовательной среды университета новым содержанием.Научно-образовательная среда в СамГУ развивается в соответствии с принятой ученым советом программой стратегического развития вуза, которая предусматривает формирование в Самарской области научно-образовательного центра, ядром которого станет университет, что обеспечит его лидерство в естественных и гуманитарных науках и его вхождение в число ведущих научных центров. В рамках приоритетных направлений деятельности СамГУ завершен переход на уровневую систему. В научно-образовательную среду внедряются кредитно-модульная система, электронный документооборот и балльно-рейтинговая система.СамГУ принимает активное участие в реализации стратегии развития Самарской области, что обусловило потребность открытия новых направлений бакалавриата и магистерских программ, создание новых научных центров. Особое значение приобретает создание научного центра «Правовая охрана экономики и управления», что связано с правовым обеспечением хозяйствующих субъектов Самарской области в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО. К числу перспективных проектов относятся «Ботанический сад как центр экологического туризма» и «Центр обучения иностранным языкам». В этой связи перед СамГУ стоит задача развития креативности как универсальной компетентности личности. Решение этой задачи обеспечивает выпускнику возможность самостоятельно определить цели и задачи, средства для достижения цели, критерии для оценки задач. Таким образом, современный выпускник получает возможность овладеть инновационным стилем мышления, что обеспечивает его продвижение в лидеры и повышает его конкурентоспособность на российском и международном уровнях.И.А.НОСКОВ, ректор Самарского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
Комментарии