search
main
0

Классическая задача, свежий подход

О конкурсе для молодых педагогов «Педагогический старт», подсказках по написанию творческой работы и теме 2021 года

«Педагогический старт» – конкурс для молодых педагогов. Он проводится уже столько лет, что по человеческим меркам превратился в подростка. Но вот кризиса переходного возраста у него нет. Он стабильно популярный и актуальный. Уверены, не забуксует и в этом году.

Почему? Потому что ставит перед участниками понятную классическую задачу – написать творческую работу на заданную тему. Разумеется, не абы как, а так, чтобы зацепить жюри.

Кажется, мы пишем сочинения с самого детства. О своей любимой игрушке, о том, как мы провели лето, о значении эпизода, в котором Андрей Болконский смотрит на небо Аустерлица, о луче света в темном царстве, которым была Катерина из «Грозы»…

Возможно, в школе вы их не любили. И вам приходилось писать крупно и размашисто, чтобы поскорее набрать нужный объем текста. Понимаю.

Но мне хочется убедить вас в том, что сочинение – это самая простая и благодарная форма самовыражения. Можно писать свою работу, надев любимые пижамные штаны и взяв чашку чая. Можно изложить свои мысли за один присест, а можно возвращаться к их изложению несколько раз. Кроме того, от вас ждут не стопку листов дипломной работы, а всего несколько страниц, на которых, к счастью, тоже помещается многое.

Однажды вы, молодой педагог, решите поучаствовать в городском конкурсе профессионального мастерства и обнаружите, что написание эссе будет в нем лишь первым этапом. Дальше задания будут усложняться.

Тогда почему бы для начала не попробовать себя в конкурсе «Педагогический старт», где эссе – главный и единственный этап? И получить хороший опыт, не выходя из зоны комфорта. И, возможно, даже призы.

Побороть страх

Главный вопрос творческих конкурсов – какой балл поставить работе? Жюри получает 150-200 текстов, среди которых находятся сказки, стихотворения, рассказы, басни, аналитические материалы. Сложно оценивать их, отвергать или сопоставлять даже при наличии критериев (грамотность, оригинальность, соответствие теме).

Значит, руководства к написанию победной работы тоже нет? Пожалуй.

Но жюри попытается вам помочь. Советы подойдут тем, кто испытывает страх чистого листа и все же хочет раскрасить его своими мыслями. Они будут актуальны для темы этого и любого другого года.

Детали решают

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как много значат детали? Один маленький жужжащий комар не даст вам уснуть всю ночь. Один маленький крутящийся волчок в конце фильма «Начало» заставит долго думать о том, как на самом деле закончилась история. А вот несколько интересных и конкретных деталей, вплетенных в ваше эссе, наверняка заинтересуют читателя.

Больше десяти лет назад у меня самой было ответственное задание, в котором я тоже решила положиться на детали. И не зря. Я писала вступительное творческое сочинение на журфаке. Нам предложили несколько тем, одна из которых была посвящена компьютеризации. Тема была философского толка, но у меня получилось разбавить ее техническими подробностями: датой создания компьютерной мышки, названием видеокарты в моем системном блоке и т. д. Это укрепило преподавателей в мысли о том, что я знаю, о чем пишу, и обладаю достаточным кругозором. За то сочинение я получила около 63 баллов из 70 возможных. Хорошо запомнила улыбку женщины, которая выдала мою работу и увидела мои эмоции – эмоции абитуриентки, не верящей в свою оценку. А вы, пожалуйста, поверьте в силу деталей.

Банальности убивают

Банальности убивают текст. К слову, это утверждение тоже банально, но без него не получится обойтись. Дорогой конкурсант, берегись расхожих мнений и штампов. В сочинении о современной школе десяткам молодых педагогов хочется сказать, что мы живем в стремительном веке цифровых технологий. В работе о дистанционном обучении – что общение через гаджеты не заменит живого общения. В эссе о любимом педагоге – что он нашел ключик к детским сердцам. Но вы все-таки этого не говорите. Поверьте, жюри встречало эти фразы не раз. Они не выделят вас среди других участников, а, наоборот, сделают похожими на многих. Эти формулировки используются так часто, что, к сожалению, теряют реальный смысл. Они становятся чем-то вроде междометий – заполняют паузы.

Это не значит, что для того, чтобы выделиться, вам нужно выбрать стратегию ослика Алфавита из сказки Михаила Пляцковского (упрямый ослик всегда говорил противоположности: если кто-то замечал, что сегодня чудесная погода, он отвечал, что скоро пойдет дождь). Просто вам стоит пропустить пустые фразы или заменить их на неизбитые. А может, найти другой заход для раскрытия темы.

Пафос упрощает

Поначалу может показаться, что утрирование и пафос спасают утопающего автора там, где ему не хватает свежей мысли или аргументов. Но они, наоборот, подсвечивают ваши слабые места, как яркий оранжевый спасательный круг. Если в конце эссе о школе вы напишете очевидное восклицание вроде «Будущее – за образованием!», читатель поймет, что вы устали, потеряли вдохновение и решили воспользоваться общей фразой, чтобы скрыть отсутствие концовки. Лучше отдохните и вернитесь к своему эссе с новыми силами.

Если в работе о взаимоотношениях с детьми вы вдруг сообщите, что все ваши ученики – это ангелы во плоти, которые больше всего на свете любят делать домашнее задание, никогда не списывают и не показывают свой характер, то член жюри заподозрит вас в необоснованном приукрашивании действительности (пусть даже малюсеньком).

Оставьте пафос за бортом. Хорошая компания для автора – это честность, последовательность и обоснованность эмоций.

Опрятность располагает

Встречают по одежке не только людей, но и творческие работы. Если вы молодой педагог, у которого неидеальный почерк, то еще помните, как ваша учительница боролась с вами за разборчивое письмо. Более того, теперь вы сами разгадываете письмена в тетрадках ваших учеников. Поэтому со всех сторон можете понять, насколько важна и приятна аккуратность. Разумеется, вам не придется писать свою работу от руки (ее примут только в электронном формате). Но и здесь реверанс в сторону читателя будет кстати. Отформатируйте ваш текст так, чтобы не пришлось спотыкаться о внезапную смену шрифта, разные отступы, лишние пробелы, опечатки, случайные знаки препинания. Член жюри поймет, что вы писали работу осмысленно, с уважением к своим мыслям и с интересом к конкурсу. Грамотности от педагога ждут по умолчанию.

Заимствования настораживают

Заимствования коварны. Стоит оформить их неправильно, как они превращаются в плагиат, а того, кто их употребил, – в нарушителя авторского права. Найдя отличную мысль в книге или Интернете, вы можете использовать ее в своей работе. При этом обязательно сделайте отсылку к автору, поставьте сноску. Вы покажете жюри свою начитанность и умение оперировать разными источниками информации. Понятно, что цитаты не должны составлять большую часть вашей работы. Максимум – это небольшая изюминка в кексе, который вы все-таки испекли сами.

И хотя правильные заимствования не запрещены, постарайтесь изолировать себя от чужих мыслей. Узнав тему конкурса, не спешите гуглить статьи по ней. Часто они повторяют друг друга. Вы забьете голову вчерашними мнениями и предубеждениями и помешаете себе создать новый, оригинальный, удивляющий текст.

У вас есть все шансы стать лучшим автором «Педагогического старта». Не бойтесь быть собой. Пишите от сердца. Оттачивайте ваш слог.

Ждем вашей работы.

Ксения ЗОТКИНА, главный специалист информационного отдела МГО Общероссийского профсоюза образования

 

Информация

Тема конкурса в 2021 году – «Профессия педагог. Взгляд со стороны школьной парты».

Организаторы предлагают участникам порассуждать о педагоге с позиции ученика. Вспомните, какими вы видели своих воспитателей и учителей. Подумайте, какими видят вас ваши ученики. Остался ли взгляд учащегося на педагога прежним? Что он ждал от педагога несколько лет назад и что ждет от него сейчас?

К участию приглашаются:

– молодые педагоги – работники общего, дополнительного, среднего профессионального образования;

– молодые преподаватели вузов;

– студенты, которые получают высшее или среднее профессиональное образование по педагогическому профилю.

Максимальный возраст участника – 30 лет. Общий стаж педагогической работы не более пяти лет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте