Издательство “Дрофа” подготовило к новому учебному году учебно-методический комплект “Классическая начальная школа”. Комплект является целостной системой, построенной на единых психолого-концептуальных основах, где органически соединены традиционная методика, развивающая система обучения и новые подходы к решению методических проблем.
Отдельные учебники из представленного комплекта для начальной школы уже хорошо известны российским учителям, которые успешно работают по ним во многих регионах страны не один год.
В чем же заключается “классика” этого комплекта? Прежде всего – в использовании всех лучших наработок, накопленных отечественной методической наукой и собранных воедино известными авторами учебной литературы, которых учителя хорошо знают и доверяют их авторитету.
Но наша интенсивная жизнь бурно вносит во все сферы деятельности свои коррективы. Новейшие технологии, мощный поток информации, изменения в природе и самом человеке – все это, безусловно, коснулось и повлияло как на методы, так и на формы современного образования. Поэтому, взяв лучшее из прошлого, авторы учебников выстроили содержание предметов и методическое обеспечение данной модели (что очень ценно) в соответствии с обновленными программами обучения, учитывающими тенденции модернизации российского образования. В материалах комплекта нашли отражение природосообразный, деятельностный, личностно-ориентированный, культуросообразный и технологический подходы к процессу обучения.
Сегодня главная задача педагога – не заставить детей учиться, а научить их этому серьезному и необходимому делу, заинтересовать предметом, пробудить желание к самому процессу обучения. Это очень важно – суметь привить ребенку любовь к учебе с первых дней его пребывания в школе. Говорят, хорошая основа – залог успеха в дальнейшем. В данном случае это бесспорно. Ведь формирование таких интеллектуальных навыков, как чтение, письмо, умение слушать, выражать свои мысли и логически рассуждать, представляет собой тот необходимый инструментарий, который обеспечит успешное обучение не только в младших классах, но и в будущем. Поэтому самое важное – суметь заинтересовать ребят с первых дней занятий.
Предлагаемая технология обучения с комплектом “Классическая начальная школа” создает реальные условия для организации учебного процесса с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, использования методических приемов, связанных с развитием самостоятельности у ребят, реализации их творческих возможностей.
Согласитесь, чтобы заложить хорошую основу в начальной школе, необходимы: во-первых, квалифицированный учитель, обеспеченный всеми необходимыми материалами, а во-вторых, качественная учебная литература. Именно эти два фактора и стали доминирующими при создании данного учебно-методического комплекта. Входящие в него учебники, учебники-тетради, книги для чтения, рабочие тетради, методические пособия, различного вида дидактические материалы обеспечат учителю возможность творческого, индивидуального подхода к каждому ребенку. А именно к этому, к личностно-ориентированному процессу обучения, стремится современное образование.
Безусловным достоинством является и то, что учебники комплекта соответствуют обязательному минимуму содержания образования и возрастным особенностям учащихся. Их яркие цветные иллюстрации органично сопровождают тексты, подключая к усвоению материала зрительную память детей.
Рабочие тетради составлены в соответствии с темами учебников. Они помогут ребятам более полно и глубоко усвоить материал. А различные творческие задания: игры, кроссворды, шарады – позволят сделать урок интереснее.
В комплект включены также и пособия для учителей, состоящие из программы для конкретного класса и методических рекомендаций по преподаванию курса.
Теперь о структуре. Весь комплект “Классическая начальная школа” состоит из нескольких курсов, тесно взаимодействующих между собой и выстроенных на единой психолого-концептуальной основе.
Курс “Чтение и литература” автора О.В.Джежелей состоит из двух частей – “Обучение грамоте” и “Чтение”. Цель первой – полноценная языковая и литературная подготовка младших школьников в период становления навыков чтения и письма. Цель второй – формирование способов и приемов работы с текстом и книгой, знакомство с различными жанрами детской литературы. Все это позволит ребенку научиться грамотно читать, понимать и осмысливать прочитанное, не просто механически складывать буквы, а с первых занятий почувствовать свою первую победу, ощутить удовольствие от общения с книгой в целом.
Обучение первоначальному письму и выработка полноценного навыка как необходимой технической основы овладения грамотным письмом ведется по учебному пособию “Прописи” и книге для учителя “Обучение первоначальному письму” автора Н.Г.Агарковой. В период обучения письму первоклассники овладевают основными мыслительными операциями: анализ-синтез, сравнение, обобщение и др., которые используются на материале других предметов и по мере накопления опыта учащимися трансформируются в их умение учиться.
Особенностью курса “Чтение и литература” является то, что автор предлагает обучать чтению через книгу. Требования, предъявляемые к детям, вполне доступны и учитывают индивидуальное развитие каждого ребенка, т.е. продвижение его в соответствии со способностями на определенном этапе. Таким образом, любовь к книге, умение с ней работать, будь то учебная литература, справочная или художественная, закладывается уже в начальной школе.
Итак, в комплект входят: азбука – незаменимый друг первоклассника, прописи, книга для чтения в период обучения грамоте – сборник упражнений, сопровождающий азбуку, а также учебники “Чтение и литература” для 1-4 классов и методические пособия.
Курс “Русский язык” автора Т.Г.Рамзаевой знакомит ребят не только с основами русского языка как науки, но и способствует развитию ученика как личности, владеющей речью в устной и письменной форме. Здесь важна сама основополагающая идея – взаимосвязь языкового образования, умственного и речевого развития ребенка в хорошо организованной познавательной и развивающей деятельности. Именно это способствует, по мнению автора, развитию умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал. Учебники вобрали в себя лучшие традиции преподавания русского языка, являются стабильными и выдержали уже несколько изданий.
Необходимым дополнением к этому курсу выступает раздел “Чистописание”, представленный комплектом рабочих тетрадей “Прописи-ступеньки” авторов Л.И.Тикуновой и Т.В.Игнатьевой. В них предложена система тренировочных заданий и упражнений, направленная на развитие навыков беглого и каллиграфически правильного письма, а также на предупреждение и исправление возможных графических и каллиграфических ошибок в письме.
Теперь о математике. Цель нового курса “Математика”, созданного автором Э.И.Александровой для традиционной школы, – это прежде всего научить ребенка логически мыслить. Предлагаемое математическое содержание предоставляет учителю возможность организовать обучение в форме учебно-поисковой деятельности, в которой участвуют все ученики. Это означает, что знания не даются в готовом виде, они должны быть получены ребенком в совместной работе с одноклассниками и учителем. Так урок превращается в увлекательную, но серьезную игру, которая позволяет не только научить школьника думать, развивать интуицию, воображение, но и включать эмоции, ставить новые исследовательские задачи и создавать атмосферу сотрудничества.
“Мир и человек” авторов А.А.Вахрушева и др. имеет очень важную сегодня экологическую направленность. Основная его цель – воспитание человека, осознающего свое место в окружающем его мире. Ведь экология становится наукой международного масштаба, которой с каждым годом уделяется все больше и больше внимания. Данный курс развивает у учеников способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, уметь пользоваться этим в своей жизни. Благодаря данному курсу у ребенка формируется гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику существования жизни на Земле.
“Введение в историю” авторов Е.В.Саплиной и А.И.Саплина является пропедевтическим курсом истории для 3-4 классов начальной школы, в котором ученикам младших классов на доступном уровне дается целостное представление об историческом процессе вообще и об истории Отечества в частности. Дети постигают мир истории через бытовое, понятное им окружение (жилище, одежда, предметы быта, деньги и др.), так они учатся видеть историю вокруг себя. Авторы старались изменить представление многих учеников об истории только как о череде бесконечных сухих дат и событий. Ведь очень важно создать в сознании ребенка взаимосвязь исторических процессов с их сегодняшней жизнью, объяснить неразрывную связь прошлого с настоящим. Поэтому события отечественной истории показаны младшим школьникам через деятельность изобретателей, путешественников, полководцев, художников и архитекторов. В результате дети знакомятся с памятниками культуры, традициями народа, получают представление о жизни своих предков. И это им, бесспорно, интересно. А то, что интересно, обязательно запомнится.
Курс “Изобразительное искусство” авторов В.С.Кузина и Э.И.Кубышкиной, а также курс “Музыка” авторов В.В.Алеева и Т.Н.Кичак тесно связаны друг с другом и ориентированы на формирование духовной культуры, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, а также на воспитание интереса и любви к искусству. Яркие рисунки и репродукции, представленные в книгах, помогут школьникам научиться видеть многоцветье окружающего мира, познакомят их с шедеврами мировой художественной и музыкальной культуры. Сделают возможным одновременно соединить детские чувства и эмоции, вызванные увиденным и услышанным. Входящие в комплект рабочие тетради созданы для того, чтобы сделать занятия еще более творческими.
“Физическая культура” авторов А.П.Матвеева и др. представлена в комплекте методическими пособиями, которые помогут учителю сформировать у младших школьников потребность в здоровом образе жизни.
Курс “Немецкого языка” авторов Н.Д.Гальсковой и Н.И.Гез предназначен для детей младшего школьного возраста, начинающих изучать немецкий язык во втором классе. Он направлен на формирование минимального уровня владения немецким языком. Интересные тексты, упражнения и задания, дополненные яркими картинками, сделают более простым овладение элементарными навыками устной и письменной речи. В комплект также входят рабочие тетради и методическое пособие для учителя.
Все программы комплекта, учебники, учебники-тетради, рабочие тетради для учащихся одобрены Федеральным экспертным советом, имеют грифы “Рекомендовано” или “Допущено” Министерством образования РФ.
Отрадно отметить, что комплект “Классическая начальная школа” вошел в Федеральный перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2003-2004 учебный год.
В одной статье трудно показать все педагогические приемы и достоинства подготовленного комплекта. Поэтому в дальнейшем мы обязательно на страницах “УГ” будем знакомить учителей с каждым курсом более подробно.
Татьяна ШУМСКАЯ
Комментарии