Одна из важнейших задач любой культуры – следование тем непреходящим ценностям, которые передаются из поколения в поколение, сохранение и развитие классических традиций.
Тем педагогам, кому близка эта задача, проектные технологии дают широкий круг возможностей. Особенно интересно обратиться к таким культурным образцам, в которых соединяются влечение к познанию, восхищение красотой и нравственные начала.Проходя по школьному коридору, вы с удивлением останавливаетесь у двери одного из классов. За ней отчетливо слышится блеяние целого «хора». Неужели так шалят ученики? Вы приоткрываете дверь и видите увлеченные, пристально всматривающиеся лица – третьеклассники буквально перенеслись в видеокадры, мелькающие на экране. Они оказались на Командорах, прямо посреди лежбища горластых морских котиков, и следят за мощными самцами-секачами, изящными самочками и забавными детенышами. Дети проживают кусочек далекой и необычной жизни и передают то, что узнали о ней, что их поразило, в рисунках.На занятиях, которые мы проводили с учителем изобразительного искусства школы №261 Артемием Аввакумовым, были и другие анималистические путешествия – в ночной лес за белкой-летягой, в жаркую Африку за стремительным гепардом. Помещая школьников в гущу событий дикой природы на место исследователя и художника, мы рассказывали и о том, как в сходной ситуации действуют художники-анималисты, к чему они стремятся и чего достигают в своем поиске.Глядя на учеников, я невольно вспоминал одну зарисовку. На ней был изображен Владимир Смирин – один из лучших зоологов, художников-анималистов нашей страны. Сидя у вольера с листом бумаги, напряженно всматриваясь, он подался вперед, он был весь там, где его любимый зверек, а рука стремительно схватывала облик сидящей, бегущей, грациозно планирующей с ветки на ветку летяги.Наследию Смирина мы уделяем особое внимание. Серьезный ученый, сотрудник Московского университета, замечательный график и скульптор, он, как никто, умел передать портрет зверя – и облик, и поведение. Большую часть жизни посвятил воплощению грандиозного замысла – созданию Атласа зверей Восточной Европы и Северной Азии, для которого большинство видов нарисовал с натуры. Чтобы понять зверя и передать в рисунке его суть, очень важно, как пишет Смирин, прожить с ним кусок его жизни, измеряется ли он минутами, днями или месяцами. Итог такой встречи, проживания – серия набросков, которые ценны и сами по себе, и как основа для будущих графических этюдов, скульптур, как материал для исследований по поведению вида, научных иллюстраций. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, – это всегда чудо», – писал художник.В нашей стране в ХХ веке сложилась удивительная традиция, которую по праву можно назвать классической российской анималистикой. Она не менее ярко и значимо характеризует отечественную культуру, чем балет, театр, анимация, но хуже осмыслена. Мастера, которых можно к ней отнести, удивительным образом сочетают в себе интерес к познанию природы и животных (они нередко имели и биологическое образование), художественное дарование и то, что считается ключевым и нередко почти отсутствует у художников, берущихся рисовать животных: глубокий дар, опыт сопричастности жизни природы и животных, который обретается долго, увлеченно, истово. Благодаря этому анималистика для них не столько жанр искусства, сколько образ жизни, ее средоточие. Среди художников этой традиции, связанных с Москвой, можно назвать немало имен: Василий Ватагин, Алексей Комаров, Александр Формозов, Георгий Никольский, Константин Флеров, братья Владимир и Юрий Смирины.Причастность к природе – та непреходящая ценность, тот нерв, камертон, по которому и надо «настраивать» отношение современных школьников к природе, создав такие ситуации, в которых они смогли бы открыть это для себя. Ведь учащиеся, особенно жители мегаполиса, мало знают о природе, в значительной мере отчуждены от нее, да и напор визуальной информации, навязчивой и агрессивной, засоряет и «замыливает» сознание, из-за чего непросто различить подлинное.Как же формировать у школьников уже в начальной школе (а лучше и раньше) отношение к природе, опираясь на те ценности, которые несет в себе классика анималистики, взяв себе в проводники и наставники выдающихся мастеров? Ответу на этот вопрос посвящены широкий круг наших исследовательских, издательских, образовательных проектов, сотрудничество со школами, учреждениями дополнительного образования, экоцентрами Москвы и других регионов России. Эту работу мы ведем в тесном контакте с Центром охраны дикой природы, а также с нашими коллегами из Московского университета, Государственного Дарвиновского музея и многих других учреждений науки и культуры. В частности, у нас есть опыт проведения детско-взрослых проектов в начальной школе.Памир Мозоров, четвероклассник школы №661, очень волнуется: впервые в жизни он ведет экскурсию по выставке, да еще для своих сверстников. Мальчик немножко сбивается, но берет себя в руки. На выставке есть и его работы: вдохновившись набросками художника, он посвятил свои рисунки жизни каланов, морских котиков, песцов. Памира сменяет Таня Тихомирова, она старается заинтересовать ребят, увлечь, задает им вопросы, загадки. Может быть, сейчас в ней пробуждаются задатки будущего педагога. На нарисованной ею эмблеме выставки слон держит на своем хоботе весь земной шар, на котором должно хватить места всем – и животным, и людям.Наша выставка необычна, поскольку включает одновременно и работы художника, и рисунки самих школьников. Готовились мы к ней основательно, большую помощь в организации проекта нам оказала старший научный сотрудник МИРО Елена Иванова. После вступительных бесед об анималистике и творчестве В.Смирина мы вместе с учениками стали планировать выставку: продумали ее разделы, состав репродукций работ художника (часть работ предоставил Центр охраны дикой природы). Ребята придумали название выставки и ее девиз, нарисовали эмблемы (их получилось несколько, и в каждой своя изюминка). Ученики всех начальных классов подготовили и собственные работы. Все эти работы были представлены на выставке – важно, чтобы каждый чуточку чувствовал себя ее участником, был проведен конкурс с авторитетным жюри, авторы лучших работ получили красивые дипломы, был и приз зрительских симпатий – свою оценку работам конкурсантов дали и сами ученики.Детско-взрослый проект включал и индивидуальные мини-проекты, ведь очень важно разбудить мысль, инициативу, личный интерес, были созданы афиша к выставке, композиция «Часы жизни» (циферблат с десятилетиями жизни художника и характерными для них рисунками). Отрабатывая найденную форму проекта в других школах, нам удалось найти и другие интересные и перспективные ходы и решения, например, четвероклассники ЦО №324 «Жар-птица» (проект был осуществлен с учителем рисования Ладой Воробьевой) при обсуждении, как представить мощь замысла художника – нарисовать всех млекопитающих нашей страны, предложили передать многообразие зверей разных ландшафтов и, работая группами, подготовили макеты таких композиций, на основе которых было сделано большое панно. Тем самым мы практически подошли к следующему возможному этапу проекта – созданию наглядных пособий для школы, сделанных своими руками.Как вы, наверное, догадались, анималистика – своего рода архимедов рычаг. Она дает массу возможностей для увлеченных творчеством детей и учителей (можно привлечь и родителей), позволяя объединить знания из разных областей, затронуть проблемы охраны природы и животных, понаблюдать и порисовать в живом уголке и школьной экспедиции, выстроить диалог с традицией, познакомиться с художниками и учеными – нашими современниками, освоить в поисках материалов для проекта и его представления новые технологии (видео, Интернет). При этом надо не забыть о главном – классика анималистики дает нам редкую возможность встретиться с природой, взяв в проводники тех, кто обладал и обладает редким даром видеть, понимать, сопереживать, ведь «встреча с каждым животным… это всегда чудо!».Александр ОЛЕКСЕНКО, ведущий научный сотрудник лаборатории проектных технологий в образовании МИРО
Комментарии