Такого никто не ожидал: ученики казанской гуманитарной гимназии №8 сегодня занимают ведущие позиции в Международном исследовании по оценке качества математического и естественно-научного образования TIMSS. Они же стали победителями республиканского конкурса «Нобелевские надежды Казанского государственного технологического университета», призерами Всероссийского открытого конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» в номинации «Математика», оставив позади лучших математиков и физиков школ, лицеев и гимназий Татарстана с углубленным изучением этих дисциплин. При поступлении в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Казани они предъявили лучшие результаты. Что же произошло, почему фортуна была благосклонна именно к ученикам данной гимназии?
Чтобы объяснить их успех, заглянем на несколько лет назад. Однажды в гимназию №8 пришел генеральный директор известного в стране Казанского вертолетного завода Вадим Лигай и предложил помощь и поддержку тем гимназистам, которые проявляют особый интерес к физике и математике. Вадим Александрович, едва став руководителем этого предприятия, столкнулся с дефицитом кадров инженеров и рабочих. Старые специалисты уходили, а молодых на их замену почти не было, да и те, кто приходил, не отличались хорошей подготовкой, просто были слабы и неумелы, не владея ни физикой, ни математикой даже в рамках школьной программы, а без этого стать хорошим рабочим, а тем более специалистом, нельзя. Выпускник Московского авиационного института, Вадим Лигай прошел на Казанском вертолетном заводе все ступени – от инженера-конструктора и технолога до генерального директора завода. Он сразу понял, что готовить специалистов высокого уровня, умеющих работать со сложнейшим современным оборудованием, нужно еще в школе.Во время визита Вадим Александрович посоветовал открыть в гимназии №8 «вертолетный класс» с углубленным изучением физики и математики. Решили попробовать, нашлись добровольцы. Сформировали отдельный класс. По каждому из двух ключевых предметов увеличили число часов в неделю с двух до пяти. Спецкурсы по этим дисциплинам в 9-х классах в расписании поставили последними, чтобы те, кто не определился с выбором, могли их пропустить и уйти домой. Но вот в выпускном, 11-м классе, когда ребята уже четко знали, чего они хотят, такие занятия начинаются именно с физики и математики. Их ведут преподаватели из Казанского авиационного института, труд которых оплачивает Казанский вертолетный завод.Эксперимент с «вертолетными классами» начался пять лет назад, а в позапрошлом году был первый выпуск. 18 подростков из 28 поступили в Казанский авиационный институт (КАИ), в прошлом году – 14 из 24. Несколько выпускников учатся в ведущих технических вузах Москвы и Санкт-Петербурга.По традиции выпускные вечера проходят на вертолетном заводе. Аттестаты об окончании школы ребята получают из рук Вадима Александровича Лигая. Обычно на эти торжества приглашают первых лиц города, а также представителей, а нередко и самих руководителей, республиканских министерств образования и науки и тяжелой промышленности. Кстати, сложилась и такая традиция: вместе с аттестатом о среднем образовании выпускники получают от Вадима Александровича еще и сертификат на поощрительный подарок от вертолетного завода в случае их поступления в вуз. Став студентами, ребята в обмен на данный сертификат получают ноутбуки.Генеральный директор и дальше продолжает опекать выпускников «вертолетного класса», заботится о них. Они получают именную стипендию, как, впрочем, и лучшие гимназисты. Он знает, как они учатся, какие успехи у тех, кто остался рядом и поступил в Казанский авиационный институт, впрочем, и в другие вузы тоже. И эту помощь молодые люди ощущают постоянно. Вадим Александрович открыл для них новую кафедру в КАИ, а затем и магистратуру. Ребята учатся и параллельно работают на Казанском вертолетном заводе по тем специальностям, которым обучаются.Как-то студенты, выпускники «вертолетного класса», в беседе с генеральным директором поведали ему, что им легко учиться в таком сложном вузе благодаря знаниям, полученным в гимназии. Но есть одна трудность – плохо дается черчение. Ведь этот предмет больше не преподается в школе как самостоятельный, он «растворился» в физике и геометрии. Когда отменяли этот предмет, то думали, что его вполне может заменить компьютер. Но этого не произошло.- И теперь, – рассказывает директор гимназии №8 Марина Пичугина, – сложилась такая практика, что за студентов чертежи в технических вузах делают другие люди – за деньги, конечно. Но от этого знаний и профессионализма у будущих специалистов не прибавляется.И вот после этого разговора по инициативе Вадима Александровича в гимназии введены уроки черчения. Был найден высококвалифицированный преподаватель, а оплату его труда взял на себя вертолетный завод. Вадим Лигай говорит об этом так:- Специалист технического профиля должен чувствовать объем, расстояние, цвет, причем чувствовать это руками, владея карандашом! Он должен видеть свой объект объемно, а компьютер этого не позволяет. Когда ты научишься делать чертеж рукой, тогда и компьютер будет тебе в помощь.После капитального ремонта школьного здания у ребят из «вертолетного класса» появилась своя лаборатория. На дверях ее висит вывеска, которую они придумали сами, – «Логово ученых». Это их любимое место для занятий после уроков. А практику они проходят на заводе. Старшеклассники видят цеха, оснащенные самым современным оборудованием, конструкторское бюро. Видят, как строят вертолеты, могут проследить путь рождения машины от первой детали до последнего винта. Видят тот самый поражающий воображение высочайший уровень современного производства, создания фантастической, без преувеличения, авиационной техники, ради чего стоит учиться. Беседы с рабочими и инженерами лишний раз убеждают их в этом.Когда кто-то из выпускников «вертолетного класса» поступил в финансовый вуз, Вадим Александрович, не посчитав это «изменой», сказал:- Хорошие финансисты нам очень нужны. И еще требуются специалисты, знающие иностранные языки. Мы тратим большие деньги на переводчиков, когда наши работники едут за рубеж. Туда едут хорошие специалисты в области техники. С ними едут переводчики, которые не знают технических деталей. Нам нужны такие технические специалисты, которые одновременно владели бы иностранным языком.Как уже было сказано, гимназисты легко побеждают на конкурсах и олимпиадах. Призы не заставляют себя ждать: победителям в региональном конкурсе вертолетный завод выплачивает стипендию 10 тысяч рублей. Победителей всероссийских конкурсов ожидает премия 100 тысяч рублей. Поскольку число желающих участвовать в конкурсах постоянно увеличивается, подыскивается специальный преподаватель, который будет готовить детей к олимпиадам.Недавно вертолетный завод взял под свой патронат детский дом. В первую очередь Вадим Александрович выяснил, какие там есть проблемы. Оказалось, что наиболее важная из них – подготовить детей к ЕГЭ за 9-й класс. И теперь учителя гимназии ходят в детский дом и занимаются с ребятами индивидуально. Плату за дополнительную работу взял на себя вертолетный завод.Казанский вертолетный завод разработал несколько кадровых программ, которые успешно проводит в жизнь. Выпускники гимназии №8, дети работников предприятия поступают в КАИ и учатся по целевой программе. Они занимаются по следующим важным для предприятия специальностям: «авиастроение», «самолето- и вертолетостроение», «информатика», «информационная безопасность» и другим. Это ключевые профессии современной индустрии, находящиеся на стыке науки, высоких технологий и производства, профессии, чрезвычайно востребованные в современном мире.Один из самых эффективных в России руководителей машиностроения Вадим Лигай находит время для регулярных встреч с гимназистами. Так, он провел для них мастер-класс «Развитие лидерских качеств». Он говорил о том, как нужно строить карьеру в машиностроении, и поделился собственным опытом менеджера. Тем, кто хочет стать лидером, нужно многое знать, еще больше – уметь.Сотрудничество школы и завода не редкость, многие школы сотрудничают с предприятиями. Однако нечасто встретишь пример такого большого и тесного взаимодействия, такого эффективного сотрудничества. И здесь инициатива принадлежит Казанскому вертолетному заводу, его руководству, лично генеральному директору Вадиму Лигаю. Завод, находящийся на переднем крае технологического прогресса, думает не только о настоящем, но и о будущем.
Маргарита КУРГАНОВА, Казань
Комментарии