search
main
0

Класс моей мечты

Учебный коллектив: алгоритм формирования

Формирование детского коллектива – очевидная и актуальная педагогическая задача. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны между собой. Развитие личности зависит от развития коллектива, принимаемых в нем ценностей. Но всегда ли сплоченный класс – это учебный коллектив?

 

Что такое учебный коллектив и как его формировать? Поиском ответов на эти вопросы занималась проектная группа классных руководителей школы №1561.

Систематические наблюдения показывают, что, несмотря на наличие потребности школьников к общению, межличностные отношения и потребность в совместной учебной деятельности у них зачастую не сформированы. Поэтому формирование учебного коллектива было выделено классными руководителями как основное направление работы с классом.

Одной из задач, которые решали классные руководители, стала разработка педагогических условий формирования учебного коллектива класса. Классные руководители в течение учебного года работали над тем, чтобы сформировать учебный коллектив класса, в котором у ребят сложилась внутренняя позиция «я хочу (мне интересно) учиться в этом коллективе», выражающаяся в общности учебной и внеурочной образовательной деятельности.

Постепенно в классе у ребят формировались правила, осознаваемые и принимаемые всеми. Если в начале учебного года значительной части учеников их нужно было напоминать, чтобы правила соблюдались, то к концу года они стали приниматься и осознаваться всеми. Выделился позитивный (конструктивный) лидер и сложился актив класса. В таких классах у учеников сформулировалась внутренняя позиция «мне нравится и интересно узнавать новое, учиться учиться» – понимание ценности процесса учения и перенос ее из учебной деятельности в досуговые мероприятия класса. Каждое из мероприятий становилось образовательным событием, объединяющим учеников, учителя и родителей, что позволило утверждать, что это уже не просто учебный коллектив, а школьное сообщество.

В ходе работы с коллективами классов педагогами были апробированы диагностические инструменты для определения уровня форсированности учебного коллектива. Это были различные адаптированные методики и собственные разработки проектной группы. Например, упрощенный вариант классической социометрии, тест-игра «Альпинист», различные активные методы: игра «Полет на Луну» и «Лепешки» (Гюнтер Хорн). Педагоги-психологи фиксировали наблюдения за классами в листах аналитики, которые позволяли давать обратную связь классному руководителю и отслеживать динамику развития коллектива.

В качестве собственных инструментов формирования учебного коллектива классными руководителями были предложены и апробированы игра «Звезды: учитель против учеников», электронное приложение СlassDojo; измеритель настроения, игровое задание «Повтори комплимент»; опрос-сочинение «Класс моей мечты».

На одном из этапов работы в состав проектной группы был включен учитель-предметник, не имеющий классного руководства. Это позволило организовать регулярные консультации классного руководителя с предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам формирования учебного коллектива, а также привлечь учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидеть их в иной, отличной от учебной, обстановке.

Итогом работы классных руководителей по формированию учебного коллектива стали повышение уровня сплоченности и образовательных результатов класса, увеличение вовлеченности в образовательные события, а количество учителей-предметников, отмечающих, что в классах, в которых проводилась работа проектной группы, сложилась рабочая учебная обстановка, ученики мотивированы на учебу, составило 80% опрошенных респондентов.

Екатерина ЗМИЕВСКАЯ, руководитель проектной группы «Формирование учебного коллектива», координатор работы классных руководителей школы №1561

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте