«Выше тройки не ждите даже за хороший пересказ учебника!» – так формулируют многие учителя требования современного образования. Действительно, нынешние школьники, особенно учащиеся старших классов, должны обладать факультативными знаниями по гуманитарным и точным наукам, а также быть в курсе современных общественно-политических тенденций. Уследить за информационными потоками и книжными новинками – непростое занятие, требующее времени и немалых денег, которыми не всегда располагают дети.
В этой ситуации публичная библиотека – их верная союзница, воспитатель и друг в «одном лице»: здесь и огромные книжные фонды, и услуги бесплатные. Тем не менее, чтобы соответствовать запросам читателя нашего времени, библиотекам нужно совершенствовать свою работу.
Публичные библиотеки призваны сделать информационные ресурсы доступными для всех людей, независимо от их положения в обществе. Именно они испокон веков были кладезем знаний. Однако нынешний уровень обслуживания во многих из них серьезно устарел. Понятно, что политические потрясения и экономические реформы эпохи перестройки не способствовали развитию библиотечной сферы, которая сейчас, как никогда, нуждается в серьезной поддержке государства.
Познакомиться с новой библиотечной системой журналисты смогли в ходе тематического медиатура, организованного не так давно префектурой Центрального административного округа Москвы. Вековой возраст – не помеха Библиотеке имени И.С.Тургенева в освоении самых современных новаторских идей и технологий. Здесь все подчинено новой философии библиотечного дела – рациональному использованию пространства книгохранилищ и обеспечению свободного доступа к любой информации из своих фондов. Процесс обслуживания читателей полностью компьютеризован, создан электронный каталог книг, постоянные посетители библиотеки зарегистрированы в базе данных, управляемой с помощью специальной программы «Liber Media».
Заказ книг не займет много времени: сканер мгновенно считывает информацию со штрих-кода, которым снабжены читательский билет и каждая библиотечная книга. Все сведения о возрасте читателя, его адресе, литературных пристрастиях, частоте посещения библиотеки систематизируются при помощи программы «Liber Media». Это важно для того, чтобы скорректировать работу библиотеки, пополнить ее книжный фонд в соответствии с запросами посетителей, составить план тематических мероприятий. Интересно, что программа позволила определить и портрет среднестатистического читателя Тургеневской библиотеки – получилась некая «тургеневская» девушка, юная романтичная особа, живущая в Центральном административном округе столицы, студентка гуманитарного вуза. Однако среди читателей библиотеки немало и школьников, которые перешагнули 14-летнюю возрастную планку.
Современного старшеклассника трудно чем-либо удивить: зачастую он на «ты» с компьютером и все меньше времени уделяет традиционному чтению. Чтобы удержать его интерес к книге, библиотеки стремятся расширить спектр услуг: они становятся не столько книгохранилищами, сколько многофункциональными интеллектуальными центрами. В Библиотеке им. И.С.Тургенева в распоряжении читателей есть компьютеры с выходом в интернет, богатая медиатека, которую составляют фильмы, музыка, мультимедийные CD с обучающими языковыми программами. Здесь можно не только прочесть, но и обсудить содержание книг, бесплатно позаниматься в кружке французского и немецкого языков.
Опыт Тургеневки перенимают и другие библиотеки. В ее залах проходят семинары и конференции для работников российских библиотек, на которые съезжаются до 800 человек из всех уголков страны. Постигая тонкости компьютеризации, библиотекари отмечают, что использование новейших информационных технологий не должно разрушить особой атмосферы общения с книгой, «живого» контакта сотрудника с посетителем. Потому что в стенах библиотеки каждый день свершается таинство приобщения современников к мудрости поколений.
Комментарии