search
main
0

Китайская грамота . Язык Поднебесной изучают 40 миллионов иностранцев

В ситуации глобального кризиса Китай, пожалуй, единственная страна, которая показывает обнадеживающие результаты экономического роста. И это заставляет даже самых недоверчивых внимательнее приглядываться к происходящему в Поднебесной. В КНР понимают важность того, какой предстает страна в глазах иностранцев. Поэтому Китай активно работает над образом своей страны, стремясь сделать его понятным для иностранцев, дружелюбным, позитивным и привлекательным. Акценты перемещаются с пропаганды коммунизма на пропаганду древнейшей культуры и языка.

Досье «УГ»По итогам конкурса жюри присудило один специальный приз, пять первых, шесть вторых и 18 третьих призов. Первое место в конкурсе занял наш соотечественник – двадцатилетний студент из МГИМО Григорий Жигарьков.

Леонид ЧЕРНОУСЬКО, заслуженный работник культуры РФ

«Пропагандировать китайскую культуру через китайский язык» уже в конце 1980-х признано стратегической задачей для КНР. С этой целью в разных странах мира на базе высших учебных заведений стали открываться культурно-образовательные институты Конфуция. Они организуют преподавание китайского языка за рубежом, готовят преподавателей на местах, проводят мероприятия, направленные на продвижение китайского языка и культуры за границей. Первый институт был открыт в 2004 году в Сеуле, а уже к концу ноября 2009-го их число возросло до 282. В нашей стране сегодня работает шестнадцать институтов Конфуция.

Сеть институтов Конфуция раскинулась более чем в восьмидесяти странах мира. Апогеем ее развития должно стать создание трех центров: международного интернет-центра преподавания китайского языка, центра обучения китайскому языку и аттестационно-исследовательского центра. И вот итог такой политики: сегодня почти 40 миллионов иностранцев изучают язык Поднебесной.

Хорошо известно: китайский язык довольно сложен для усвоения. Но есть способы сделать его изучение привлекательным для молодежи. Во-первых, через приобщение к китайской культуре. Иностранец, увлекающийся кунфу, китайской медициной, каллиграфией, игрой на китайских национальных инструментах, с большей охотой погружается в тайны языка. Второй «манок», который используют китайцы, – это конкурсы. Международные конкурсы среди школьников, среди студентов, изучающих китайский язык, международные летние лагеря, в которых отдыхают, изучая страну и язык, иностранцы – призеры региональных конкурсов. Все эти мероприятия финансирует китайская сторона, а организацией и осуществлением такого громадного объема работ занимаются институты Конфуция. Китайское правительство ежегодно выделяет около 25 миллионов долларов на продвижение преподавания китайского языка как иностранного.

Преподавание китайского языка уже ведется в 2500 университетах мира. Только в США его преподают в 800 университетах. В Корейской Республике, Японии, Германии, странах Юго-Восточной Азии изучение китайского в школах, университетах и в культурно-образовательных центрах, какими являются институты Конфуция, тоже поставлено на широкую ногу.

Китайцы со свойственной им обстоятельностью построили конкурс по образцу и подобию системы государственных экзаменов, которая действовала в стране в течение нескольких столетий. Сначала соискатели государственных должностей экзаменовались на уездном уровне, затем на провинциальном, и наконец испытания проходили в столице в присутствии самого императора.

Вот и конкурс, финал которого состоялся в городе Чанша (провинция Хунань), стартовал, когда по всему миру прошли отборочные туры, в которых приняли участие более десяти тысяч студентов. В России отборочные туры состоялись в Санкт-Петербурге, Москве, Иркутске, Новосибирске и Владивостоке. Отмечу, что в США конкурс проходил в Стэнфордском, Принстонском, Джорджтаунском, Калифорнийском университетах, а также в Университете Эмори, Университете штата Сан-Франциско и некоторых других, не столь широко известных вузах. В итоге победители – 113 молодых людей из шестидесяти стран – приехали в Китай, чтобы показать свой уровень владения китайским языком, познания в культуре и истории страны.

Студенты из России, стран СНГ, США, Канады, стран Латинской Америки, Европы и Азии, Австралии, Африки, Ближнего Востока подверглись «китайскому экзамену», пройдя через горнило полуфинального тура и трех финальных встреч. Китайский этап конкурса продолжался около месяца! В результате в последний финальный тур вышли только шесть студентов, свободно владеющих китайским языком и обладающих творческими и артистическими способностями. Финалисты – ребята из Бельгии, России, США, Японии, Австралии и Новой Зеландии – должны были продемонстрировать в последнем соревновании свое умение вести дискуссию, выступать с речью и разыграть сцену из классической китайской истории, сражаясь на мечах, исполняя арии из пекинской оперы. И все это на китайском языке!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте