Некоторые игры и мероприятия, сценарии которых присылают на конкурс, равно как и разработки уроков, почему-то на бумаге выглядят совсем по-иному, чем когда все это проводилось в школе. Это естественно, поскольку трудно добиться фиксирования на бумаге личного обаяния учителя, творческой активности учеников и самой атмосферы проведения мероприятия. Поэтому многие недоумевают: почему такие прекрасные и одобренные коллегами уроки, игры исчезают без следа, будучи посланными на конкурс? Но давайте судить трезво. Все, с чем работает комиссия, это ваши письма. И как бы ни было велико личное обаяние каждого из вас на местах, сколь высок ни был бы ваш разряд и стаж, на кон поставлена лишь реальная ценность вашей разработки. Или по крайней мере того, что вы смогли предоставить на конкурс.
В некоторых работах авторы строят свои уроки целиком на изложении нового материала. Детям предлагается принять это, закрепить и повторить. Возможно, это хорошо, потому что это классика. Но ведь гораздо интереснее, когда дети с помощью учителя самостоятельно приходят к решению поставленной проблемы, имея все необходимые для этого установки. Думаю, этот процесс прекрасно отражен в работе Валентины ТРОФИМОВОЙ из Татарстана. Ее урок на тему “Теория кислот и оснований” выгодно отличается от остальных как раз проблемным подходом к изучаемому материалу. Сначала учитель излагает два определения этих веществ по представлениям разных химиков. Затем сначала теоретически, а потом и в ходе лабораторной работы учащиеся доказывают, что оба из них верны, но ни одно не является исчерпывающим. И что вообще понятие “кислоты и основания” относительны.
Очень важно, когда дети имеют представление о конкретных процессах, имеющих место на производственных предприятиях их города. Это позволяет связать воедино не только химию и экологию, но и историю, краеведение, экономику, механику. Эту задачу успешно решила Светлана БРАТАШ из города Усолье-Сибирское Иркутской области. На уроке по теме “Электролиз” она рассмотрела не только химизм процесса, но и технологию производства каустика местным АО “Усольехимпром”, причем двумя способами. Приведенные схемы электролизеров позволили ученикам сделать вывод о преимуществе диафрагменного электролиза над ртутным.
Если существует математическое лото, биологические ребусы, кубики с буквами для учителей русского языка, то почему бы это не использовать на уроках химии? Тамара ПАВЛОВА этим занимается уже много лет. Она прислала на конкурс несколько вариантов использования головоломок на своих уроках, а также руководство по их составлению и отгадыванию.
Групповой метод работы, самообучение, взаимопроверка – все это нам давно известно. Но не многие могут похвастать, что имеют богатый опыт и результаты в этом направлении деятельности учителя и ученика. Гулия ЮНУСОВА из Татарстана поделилась с нами своими наработками. На ее уроках дети работают с карточками, не только решая свое задание, но и меняясь друг с другом вопросами, проверяя ответы у товарищей. Интересно, что в этом процессе играет роль даже особое расположение парт – дети сидят по шесть человек за двумя столами, сдвинутыми со смещением “на полфазы”.
Романтизм путешествий существует, оказывается, и в химии, на уроке – опытно-ролевой игре – “Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений”. Автор (Л.П.СОЛОГУБ, Владикавказ) путешествует с детьми на корабле “Вещества” по морю Звука и реке Превращений, пробираясь через рифы Формул и водопад Уравнений в бухту Распределений.
О межпредметных связях уже говорилось много. Этот случай особенный. Обычно химики являются инициаторами идей по совместной работе с математиками (последние почему-то считают, что они излагают логику всех наук, поэтому пусть уж все идут к ним). А Роберт БАГИЕВ из поселка Нефтегорска Краснодарского края сам предложил химикам свою разработку метода решения химических задач с помощью уравнений и систем уравнений. Примечательно, что метод подтвердил свою эффективность в классах самого разного уровня.
Остальные работы тоже по-своему интересны. Обидно лишь, что авторы почему-то не пожелали лишний раз перепроверить материал урока, поскольку фактические научные ошибки и досадные несуразицы не позволяют по достоинству оценить их труд. (Одна из работ вообще очень интересная, но… учитель, в самом начале разбивая класс на 4 рабочих группы, весь урок работает с тремя, а четвертая странным образом устраняется от коллективной деятельности. И такого типа оплошностей хватает).
Хочу еще раз поблагодарить всех конкурсантов и посоветовать писать кратко, интересно, оригинально и… успешно.
Константин ГИДАТОДОВ
Комментарии