search
main
0

«Киношок», генацвале. Грузины бьют в Анапе все рекорды

«Я страшный оптимист, поэтому снимаю исключительно пессимистичное кино», – под этим неожиданным заявлением грузинского режиссера Левана Закарейшвили смело могли бы подписаться практически все участники XIV Открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок», представлявшие свои картины в основном конкурсе. Не берусь судить о том, как обстоят дела с их личными человеческими настроениями, но то, что жизнелюбие и вера в лучшее – не главная движущая сила их творчества, это факт. А чему тут удивляться: если кино – это зеркало действительности и повседневных реалий, то нечего на отражение пенять, коли сами знаете, что кривовато.

Фестиваль «Киношок», прошедший в Анапе, существует 14 лет. Когда политики пятнадцати бывших республик-сестер надумали идти каждый своей дорогой, кинематографисты, напротив, решили не расставаться, а, встречаясь каждый год на кубанской земле, делиться друг с другом лучшим, что было задумано и воплощено. Нынешний «Киношок» – это правдивая летопись, эмоциональная хроника того, как живут наши теперь уже заграничные соседи, вырвавшись на орбиту долгожданной независимости. Живут, оказывается, не так, чтоб очень припеваючи…

Больше всего размышлений о сирых, убогих, горемычных, иногда мужественных, а подчас просто сумасшедших вобрала в себя конкурсная программа короткометражных фильмов «Шорт-шок». Победу в этой номинации Международное жюри, в состав которого вошли директора кинофестивалей из Германии, Испании, Португалии, Франции, Израиля и даже с Бермудских островов, присудило российской 25-минутной ленте «Маленькая Катерина» режиссера Ивана Головнева. В течение нескольких лет Головнев наблюдал за маленькой девочкой из традиционного хантыйского стойбища: как росла, помогала матери таскать дрова, ела строганину и ездила в оленьей упряжке. И финальный кадр – подросшая и посерьезневшая Катя на фоне как из-под земли выросшей нефтяной вышки. И зрителю, долго наблюдавшему за этими несколько затянувшимися детскими перемещениями, будто выуженными из программы «Сам себе режиссер» (только без глупых реплик за кадром), должно стать понятно: и сюда добрались проклятые олигархи, а значит, строганина кончилась вместе с прежней жизнью.

Куда более внятной смотрится киргизское «документальное наблюдение» «На пригорке – две девочки» Гаухар Сыдыковой и Фурката Турсунова. Язык и художественное решение наивны, зато на больные точки давят: 12-летняя Бурулай уже три года не ходит в школу. Она работает – собирает бутылки, моет одноразовые стаканчики, продает сигареты, чтобы учиться могла ее старшая сестра. Создатели фильма уверяют, что не взялись бы за этот проект, если бы это была просто частная история. Но так живет чуть ли не пол-Киргизии: родители запрещают детям учиться, считая образование развлечением для богатых. Правда, о том, как борется с этими «древними суевериями» государство, в картине не говорится.

Грузинская делегация уже несколько лет бьет на «Киношоке» все рекорды. В этом году потомки царицы Тамары привезли шесть фильмов, взяли две главные награды – Гран-при («Прогулка в Карабах» Левана Тутберидзе) и приз за лучшую режиссуру («Тбилиси-Тбилиси» Левана Закарейшвили) – и, сделав серьезные лица, предложили переименовать «Киношок» в фестиваль Грузии и стран СНГ. За их успехи можно только искренне порадоваться: почти 10 лет в этой стране великих кинематографических традиций практически вообще ничего не снимали, многие проекты были заморожены, потому что сама жизнь стала как плохое кино. Так, «Тбилиси-Тбилиси» – пронзительную историю о том, как прекрасный город превращается в грязный базар, в город мертвых, город-призрак, долгие годы не удавалось доснять.

Приз за лучший сценарий получил узбекский режиссер Юсуп Разыков за нежного «Девичьего пастуха». Лучшей актрисой Большое жюри под руководством танцовщика Владимира Васильева признало эстонку Марью Якобсон из «производственной» мелодрамы «Магазин мечты» (интервью с актрисой читайте в одном из ближайших номеров приложения к «УГ» «Образовательное право»), а лучшим актером – 17-летнего отличника Дениса Касимова, дебютировавшего в фильме Юрия Фетинга «Мифы моего детства». Кстати, это единственный приз в конкурсе полнометражных фильмов, оставшийся в России, хотя нашу страну представляли четыре картины.

Чтобы с чувством, с толком, с расстановкой пересмотреть все фильмы, любовно припасенные «Киношоком» в этом году, потребовалось бы не две недели, а полгода: конкурсные программы «Кино без кинопленки», «ТВ-шок» и «Киномалышок», несколько солидных и редких ретроспектив. В Анапе же прошла рабочая премьера картины «Красная комната» – нового фильма президента фестиваля Виктора Мережко. А ведь многочисленным гостям нужно было успеть еще и в общественной жизни поучаствовать: открыть памятник Кларе Лучко в Курганинске, поздравить Анапу с Днем города, собрать килограмм-другой винограда на настоящей плантации.

…Тоска расставания поразительно быстро сменила радость встречи: потому что как бы мы ни хорохорились, а вместе все же веселее.

«Золотая коллекция» советского национального кинематографа

Азербайджан

«Аршин Мал-Алан», музыкальная комедия, снятая в 1945 году режиссерами Николаем Лещенко и Рзой Тахмасибом на Бакинской киностудии. История о том, как молодой небогатый купец собирается жениться.

Армения

В 1965 году на студии «Арменфильм» режиссер Фрунзе Довлатян снял лирическую картину «Здравствуй, это я» с еще совсем молодыми Роланом Быковым, Маргаритой Тереховой и Арменом Джигарханяном.

Белоруссия

Почти 35 миллионов зрителей посмотрели в 1959 году фильм Николая Фигуровского «Часы остановились в полночь». В основе драмы – подлинные события, происходившие в оккупированном Минске.

Грузия

Прежде всего вспоминаем гениального режиссера Тенгиза Абуладзе с его философской трилогией «Мольба», «Древо желания» и «Покаяние» и несравненного Отара Иоселиани – «Листопад», «Жил певчий дрозд».

Казахстан

В 1973 году Толомуш Океев привлек Андрона Кончаловского и сценариста Эдуарда Тропинина к постановке картины «Лютый». История маленького мальчика и его друга-волка принесла авторам призы Всесоюзного кинофестиваля в Баку и Международного кинофестиваля в Локарно.

Киргизия

Картина «Белый пароход» сделала популярным не только режиссера Болотбека Шамшиева, но и всю студию «Киргизфильм».

Латвия

Рижскую киностудию, безусловно, прославила мелодрама Яниса Стрейча «Театр». Женщины заказывали парикмахерам прически, «как у Вии Артмане», и взахлеб перечитывали первоисточник – роман Моэма.

Литва

После фильма «Никто не хотел умирать» Витаутаса Жалакявичуса о литовском кино заговорили во всем мире, а наутро после премьеры Донатас Банионис, Регимантас Адомайтис и Юозас Будрайтис проснулись звездами первой величины.

Молдавия

Союз режиссера Эмиля Лотяну, композитора Евгения Доги, актеров Светланы Томы и Григори Григориу – визитная карточка киностудии «Молдова-фильм». О прекрасной и трагической любви известного скрипача Томы Алистара рассказывает фильм «Лаутары».

Таджикистан

Классическим вестерном назвали критики незаслуженно забытый сегодня фильм Сухбата Хамидова «Встреча у старой мечети». Басмачи, красноармейцы, старинный клад. Может, есть смысл пересмотреть?

Туркменистан

В 1966 году режиссер Булат Мансуров снял киноповесть «Утоление жажды» по роману Юрия Трифонова.

Узбекистан

Жемчужины киностудии «Узбекфильм» – режиссер Эльер Ишмухамедов и его романтические мелодрамы «Влюбленные» с Родионом Нахапетовым и Рустамом Сагдуллаевым и «Нежность».

Украина

Киностудия имени Довженко подарила нам картины «Тени забытых предков» Сергея Параджанова – историю Ромео и Джульетты на гуцульский лад. Здесь же родилась «Белая птица с черной отметиной» Юрия Ильенко.

Эстония

Киностудии «Таллинфильм» больше нет. А снятые на ней картины остались: «Цену смерти спроси у мертвых» Калье Кийска, «Последняя реликвия» – культовый исторический фильм Григория Кроманова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте