Когда заходит речь о просмотре кинофильмов в школе, большинство из нас сразу представляют себе экранизации русской классики на уроках литературы. Безусловно, все эти великолепные Болконские – Тихоновы, Паратовы – Михалковы и Чичиковы – Калягины являются замечательным дополнением к изучению произведений русской литературы. И хоть многие из нас стараются рассматривать их не только как иллюстрацию к какому-то роману, но и как особый взгляд на него, говорить о серьезном анализе именно кинопроизведения чаще всего не приходится.
Именно в этом контексте интересным представляется разговор о школьном киноклубе, где ребята могут не только смотреть, но и обсуждать фильм. Идея, безусловно, не новая, киноклубы существовали еще в советских школах и существуют во многих сегодня. Однако проблемным остается вопрос содержательный: какие фильмы показывать современным детям? Если в советские времена это решалось проще – как рассказывают очевидцы, а я им верю на слово, в кинотеатры были жуткие очереди, да и фильмов было не так много, поэтому любой киносеанс воспринимался как подарок судьбы, – то в современном мире (какой парадокс!) все усложняется именно упрощением доступа к любому фильму. Именно поэтому, наверное, не стоит стараться удержаться на гребне модной волны в борьбе за сердце школьника, мы неминуемо проиграем кинотеатру с хорошим звуком и попкорном, а стоит пойти путем альтернативным: показывать детям то кино, которое они сами бы не посмотрели, да еще и предлагать к фильму комментарий и свободную беседу, а беседовать, как известно, дети умеют и любят.
Значит, это должны быть фильмы, поднимающие важные для подростков проблемы. То есть Эйзенштейн отменяется? Вовсе нет. Говорю именно о Сергее Михайловиче, потому что однажды мы взялись показать (конечно, частями и с исторической справкой) «Броненосец «Потемкин» невинным жертвам, то есть счастливым зрителям из 8‑го класса. Не скажу, что затея провалилась, даже наоборот, ребята были настолько удивлены происходившим, что с интересом наблюдали за действием фильма, как если бы перед ними появились князья или богатыри прямо из Древней Руси (где, как представляется детям, и был снят «Броненосец…»). Но такой формат подойдет для избранных зрителей, потому что это уже не просто обсуждение, это настоящая экскурсия в историю кино, которая невозможна без серьезной подготовки ведущего и готовности зрителя. Более распространенным форматом является просмотр и обсуждение таких фильмов, сюжет или герои которых вызывают у человека желание о них поговорить. Нужно ли быть в выборе фильмов оригинальным? Не знаю. Но мне не хочется. «Чучело», «Курьер», «Вам и не снилось», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Школьный вальс» – классика, которую по доброй воле ребята вряд ли посмотрят, а ведь это все про их ровесников, пусть и одетых не по моде 2022 года. Но любой из этих фильмов обязательно нужно после обсудить, отбросить все эти устаревшие элементы, закрыть глаза на немодные прически и посмотреть на то, что останется: любовь, дружба, взросление, поиски себя. И вот уже курьер Ваня так похож на меня, одиннадцатиклассника на пороге выпускного, а Лена Бессольцева – на безвинно обиженную одноклассницу, все конфликты понятны, все истории про нас, то есть про них. Да, без спецэффектов, но зато так похоже на реальную жизнь. Она же у нас, к счастью, тоже без.
Мария ПЕТРОСЯН, учитель русского языка и литературы школы №518
Комментарии