search
main
0

Киночудо и чудо в кино

Мистический фарс в преддверии Нового года

День рождения Деда Мороза в России, маленькое чудо в Театре «Современник» и секрет молодости актера Игоря Ливанова, раскрывшийся во время празднования его юбилея. Три волшебных события, случившихся накануне 2024‑го, – в сегодняшнем выпуске рубрики «Площадь искусств».

Жизнь Игоря ЛИВАНОВА окутана мистикой
Фото с сайта mn365.ru

Фильм для новогоднего настроения

День рождения Деда Мороза в России принято отмечать 18 ноября, именно с этого дня в Великий Устюг начинают прилетать самые настоящие зимние снежные метели. Возраст новогоднего волшебника, сменившего за свою многовековую жизнь большое количество имен и обличий, определить невозможно. Но это не главное, ведь секрет новогоднего волшебства, а вместе с ним и перемен к лучшему, знает только он один.

Режиссер и сценарист Михаил Крупин, узнаваемый своей глубокой философской иронией, пронзительными подтекстами и непринужденностью казалось бы давно знакомых и привычных всем ситуаций и образов, на этот раз вовлекает в динамичное приключение сразу всю большую семью Деда Мороза: Мороза-отца (лауреат «Золотой маски» 2022 года народный артист России Николай Горохов, Санту (заслуженный артист России Вячеслав Гришечкин), Пера Ноэля (заслуженный артист России Владислав Демченко) и Мороза-сына (актер Владимирского театра драмы Андрей Гурамишвили), которому по итогам семейного совета и делегируется почетная миссия по спасению праздника. Двухметровый красавец-громовержец в исполнении Гурамишвили действительно выглядит совершенно сказочно на фоне современного города и его жителей. Да и в целом весь молодой состав картины, перед которым стояла режиссерская задача передать многогранность внутреннего мира каждого из персонажей, приятно удивляет. Выпускнице ГИТИСа Дэви Наир, сыгравшей в этой картине одну из своих первых главных ролей, выпадает непростой тест на понимание и сострадание. Обрести, возможно, самую большую любовь своей жизни или встать на пути у подруги. Героине Дэви Наир, искренности ее выбора веришь, в который раз убеждаясь, насколько же отчаянно всем нам не хватает доброты. Ведь даже в традиционном сказочном отрицательном персонаже, сыгранном Юрием Круценко, тоже живет духовность, которая, как и положено в самой настоящей сказке, обязательно направит к светлой стороне жизни. И все это, конечно же, невозможно без красоты и любви, которые всегда и в первую очередь призваны спасти мир и душу.

Простое и естественное человеческое стремление к счастью, помноженное на такую же простую, но очень трепетную и сокровенную надежду на доброе чудо и обновление, приходящую к каждому из нас в преддверии Нового года, – эти обстоятельства как нельзя более точно проявляют важность и непреложность простых человеческих истин. Впрочем, это и есть режиссер Крупин.

Как признаются создатели, перед сценаристом и режиссером стояла задача сотворить новогоднюю сказку для семейного просмотра. Жанровое решение было простым: стиль и атмосферу фильма должен решать синтез волшебных чудес и современной повседневности с ее социальными и бытовыми проблемами. Важно было попробовать дополнить сказочной составляющей современную проблематику сатирически и лирически, с неожиданного ракурса, а с помощью волшебного сюжета слегка отстраниться от современного мегаполиса и взглянуть на всех нас со стороны.

Чудеса начали происходить уже на этапе съемок фильма. В один из съемочных дней волшебный посох Деда Мороза вспыхнул и загорелся без батареек по команде «Мотор, начали!». Возможно, компетентные физики объяснят это с научной точки зрения, но съемочная группа уверена, что это было настоящее чудо. Не киночудо, а чудо в кино, удивительным образом случившееся в жизни.

Чудо в Театре «Современник»

Жанр спектакля по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония» его режиссер Александр Назаров определил как мистический фарс.

Сюжет пьесы незатейлив: на похороны богатой старушки Гортензии собралась вся ее многочисленная и столь же благополучная родня. Последняя воля хозяйки объявлена, наследство поделено, а поминальная трапеза в самом разгаре, когда на пороге дома появляется святой Антоний. Чудотворец пришел на зов молитв служанки Вирджинии и намерен… воскресить усопшую. Правда, итог этого визита будет неожиданным. Вероятно, режиссер хотел иронично и легко поговорить со зрителем на серьезную тему – есть ли место чуду в нашей приземленной жизни. Стоит отметить, что Назаров примерялся к «Чуду святого Антония» еще со студенческой скамьи в Щукинском училище, а теперь смог воплотить эту мечту. В значительной степени спектакль – это дань благодарности главному персонажу – святому Антонию Падуанскому, который совершил чудо для семьи Александра Назарова: визит к мощам чудотворца в Италии подарил им с супругой долгожданного ребенка.

«Перефразируя всем известное, скажу: я не верю в чудо, я знаю, что оно есть. Пусть этот спектакль станет легким, ироничным и понятным разговором на очень серьезную тему», – говорит режиссер. На главную роль Назаров позвал своего бывшего студента и актера Театра Вахтангова Евгения Косырева. Для режиссера было важно, чтобы святой Антоний был добрым и земным персонажем, не похожим на классические изображения святого. А еще хотелось сделать спектакль развлекательным – в надежде, что через легкую фарсовую форму и без морализаторства люди лучше расслышат всю глубину, заложенную в этой истории.

Удивительно, что пьеса знаменитого бельгийца с трудом пробивала себе дорогу на европейские подмостки и куда более стремительно взо­шла на сцены российских городов. Сначала, в 1906 году, ее представил Всеволод Мейерхольд, а через двенадцать лет – Евгений Вахтангов. В предреволюционные и революционные времена пьеса воспринималась как беспощадная сатира на пороки старого режима.

Хотелось бы отметить виртуозную роль Елены Миллиоти, которая в спектакле играет Вирджинию. При всей относительной скупости реплик своей героини она неуловимыми штрихами пластики, речи, мимики говорит нам куда больше слов. В ее подаче совсем нет шаржевости, гротеска, что создает контраст с остальными персонажами. Другой пример удачной актерской работы – образ Гортензии, воплощенный Мариной Феоктистовой. Ее персонаж фактически бессловесный, ярко буффонадный, но сработан мастерски и красиво, без скатывания к примитивному комикованию.

Игорю Ливанову напомнили о стремительном ходе времени

Юбилейный концерт в честь заслуженного артиста России Игоря Ливанова состоялся в Театре в Хамовниках. Многие из пришедших на юбилейный вечер говорили между собой, что были поражены, насколько молодо выглядит Ливанов в свои 70 лет. Притом что актер в конце восьмидесятых годов сильно злоупотреблял спиртным из-за смерти в железнодорожной катастрофе своей первой супруги и восьмилетней дочери. Но однажды завязал, когда к нему во сне явилась погибшая жена Татьяна, которая попросила его не губить и не мучить себя и идти вперед. С тех пор Игорь Ливанов мало изменился внешне, как будто заморозился. Еще одна трагедия – нелепая смерть сына Андрея от второго брака с Ириной Бахтурой (впоследствии Безруковой), которая случилась восемь лет назад (парню стало плохо в ванной, он упал, а поскольку страдал от сахарного диабета, травма оказалась несовместимой с жизнью). Она стала для Игоря тяжелым испытанием, но он выдержал. Как рассказал в кулуарах один из друзей нынешней семьи Ливановых, такое случается – это синдром Дориана Грея, на долю которого, если верить автору книги о нем, выпало очень много испытаний и невзгод, но он остался молодым. Организм от стресса перестает реагировать на многие проблемы и замедляет естественные процессы старения.

Выступая на вечере, старший брат юбиляра народный артист России Аристарх Ливанов сказал: «Я хорошо помню первый день, когда узнал, что у меня родился братик. Мне тогда было шесть с половиной лет. В тот день неожиданно пошел первый снег, падали большие хлопья. Меня оставили дома под присмотром соседей. И вот наконец распахнулась дверь, вошел отец, весь в снегу, и сказал: «Мальчик!» Я обрадовался: ну как бы я подружился с девочкой?»

Аристарх Евгеньевич с юмором рассказал о том, как сыграл важную роль в выборе родителями имени новорожденного. Он заверил, что «виноват» в том, что этого 70‑летнего «молодого человека» зовут Игорь. «Мама посчитала, что будет очень хорошо, если у ее мужа Жени будет сын Женя, – с улыбкой вспомнил актер телефильма «Мы, нижеподписавшиеся» и многих других. – Отцу это не понравилось, он сказал: «Я хочу, чтобы моего сына звали Игорь». И когда мы втроем пришли в загс, то испугали тетеньку, потому что мама говорила: «Женя», а отец: «Игорь». И тетя посмотрела на меня. Я не хотел портить отношения ни с мамой, ни с папой. Но мне показалось, что мама неправа – два Жени в одной семье… Может возникнуть женяненавистничество. И я сказал: «Игорь». Ливанов-старший принес с собой красную папку с копией записи о рождении отца, сделанной в метрической книге в храме, в котором служил их дедушка – протоиерей. Старший брат вспомнил, что под новый, 1954 год он забросал полуторамесячного братишку конфетти. Удивленный младенец перестал кричать – возможно, тогда уже получил первый стресс…

Известный актер и ведущий программы «Наши» на канале «Россия 1» Дмитрий Харатьян на юбилее Игоря Ливанова подарил ему… часы собственного бренда и майку «Наши». Харатьян заметил, что часы эксклюзивные, их всего десять экземпляров, девять из них он уже подарил друзьям. «Но ты, Игорек, можешь их даже не носить, как не носят остальные, которым я их подарил, а красивую коробочку использовать для аксессуаров и драгоценностей, если они у тебя есть. Я тебя очень люблю, жаль, что мы встречаемся раз в пять лет. Может, теперь будем чаще: часы-то волшебные, они каждый месяц напоминают о том, сколько времени тыне виделся со мной», – заметил под смех зала Харатьян. А затем прочитал стихи Иосифа Уткина, в которых есть такие строки: «И куда они торопятся, // Эти странные часы?//Ой, как сердце в них колотится, // Ой, как косы их усы». Кстати, в конце вечера одна из поклонниц, которая, по ее словам, когда-то была близкой подругой старшего брата Игоря, Аристарха Ливанова, подарила юбиляру дорогой бриллиант. Так что коробочка пригодится, да и часы тоже – чтобы встречи с давним другом и коллегой по кинематографу Харатьяном происходили чаще…

Кстати, мероприятие, прошедшее в помещении Театра в Хамовниках, не только получилось душевным и непосредственным, но и в некотором смысле стало вечером исторических воспоминаний. Руководитель Lа’Театра Игорь Дубровицкий вспомнил об интеллигентных родителях Игоря, которым он лет двадцать назад сказал много теплых слов об их сыне. Мама ответила: «У нас еще старшенький есть, тоже очень хороший!»

Вышли на сцену и двое детей Игоря Ливанова. Позже, на фуршете, 16‑летний сын Ливанова Тимофей сказал, что он и его восьмилетний братишка очень любят музыку. А сам паренек несколько лет назад создал свою группу, с которой выступает на школьных и студенческих концертах.

Звезда сериала «Моя прекрасная няня» Ольга Прокофьева рассказала, как 11 лет назад снималась с Ливановым в двухсерийной мелодраме «Любви все возрасты…». «Я одна из киножен Игоря, – вспомнила актриса. – Когда мне сказали, что он будет моим партнером, я безумно обрадовалась, начала судорожно читать сценарий: вот тут мы плывем на кораблике, а здесь мы на вертолетной площадке… Я подумала: «Боже, какая история! У Игоря такие искренние глаза, только бы я смогла соответствовать, мне бы не сфальшивить!»

Андрей КНЯЗЕВ, Виталий КАЗАНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте