search
main
0

Кино не для всех

Фильм о душе, попавшей не в свое тело

«Девочка» бельгийского постановщика Лукаса Донта стала главной сенсацией прошедшего Каннского кинофестиваля. Стоит напомнить: случилось это не потому, что картина затрагивает какие-то особо неожиданные/провокационные темы или же отличается уникальными художественными качествами, а из-за огромного количества наград, врученных одному фильму, который вдобавок является еще и первым полным метром в карьере режиссера.

Тем не менее награда за лучший дебют кажется действительно достойной. За год с момента завершения Каннского кинофестиваля 2018 года у нас было много шансов ознакомиться почти со всеми видными дебютами, представленными на смотре, и бельгийская лента на их фоне абсолютно не теряется: «Девочка» очень хорошо снята, на высоком профессиональном уровне, европейского качества, так сказать.
Фильм рассказывает о пятнадцатилетнем юноше по имени Виктор, который уже принял совершенно сознательное и взвешенное решение по смене пола, и перед нами в начальных кадрах он уже предстает в образе Лары. Девушка живет вместе с отцом Матьясом (Арье Вортхальтер) и братом 5‑6 лет по имени Мило (Оливер Бодар), готовится к грядущей операции и осваивается в новой престижной школе, где она записывается на уроки балета. Любопытно, что в доме нет мамы: это подчеркивает, что женское начало реально сидит где-то внутри Виктора, а не навеяно образом матери и взглядами на женщин. Однако фильму не хватает акцента на истории становления протагониста – в каком возрасте стало ясно, что душа попала не в свое тело? Мы наблюдаем за стремлением, напором, выносливостью Лары благодаря танцам, которые выступают метафорой того, что люди могут всю жизнь крутиться не в своей тарелке (теле). Но в то же время Донт прекрасно изображает окружение Лары, толерантность своей страны: сверстницы не стараются обидеть или унизить героиню, порой ими лишь движет естественное любопытство, как в сцене празднования дня рождения одной из подружек по курсам балета, куда была приглашена Лара. Кроме того, преподаватели в школе танцев также поддерживают ее, доктора, в особенности психиатр Паскаль (Валентин Дененс), с теплотой и заботой советуют ей не торопить операцию, а пока насладиться той жизнью, что у героя есть сейчас.
Награда лучшему актеру кажется тоже заслуженной, не актер по образованию, а талантливый танцор Виктор Полстер впечатляюще выглядит в роли трансгендера Лары. Опять же конкурс «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля отличается количеством участвующих картин, и поэтому всегда трудно определиться с лучшим исполнителем мужской роли, но если мы поставим вопрос по-другому – заслуживает ли Полстер такой награды, то ответ будет однозначно положительным. Квир-пальма (за освещение ЛГБТ-темы в кино) опять же закономерна, стоит лишь взглянуть на сюжет фильма и уловить заметную симпатию режиссера к своему герою/героине. В остальном «Девочка» вполне обычное кино, знакомая история взросления, которая особых эмоций при просмотре не вызывает. Где-то не хватает смелости постановщика, где-то проваливаются попытки создать на недосказанности поэтику авторского кино, а главный герой(-иня), несмотря на отчаянные старания Полстера, заметно проигрывает в симпатии собственному же отцу. Он здесь является наглядным примером для любого родителя, который должен понимать в первую очередь элементарную истину, что твой ребенок – это твой ребенок. И все. Таким должен быть любой родитель, старающийся всеми силами помочь своему ребенку стать не просто человеком, а счастливым человеком.
Отдельно хочется отметить следующее умозаключение. «Девочка» поднимает неожиданный вопрос на обсуждение: автоматически ли приравнивается важное по своей функции кино про трансгендеров (то есть социальных меньшинств), пока только набирающее актуальность и популярность, к произведению исключительно авторского кинематографа? Идет ли рука об руку вместе со смелой темой этот расплывчатый в своих рамках ярлык «артхаус»? Лукас Донт, складывается такое ощущение, действительно хотел бы, чтобы его дебют «заклеймили» как кино не для всех, но все же, как ни крути, его «Девочка» – это самое настоящее зрительское кино. Да, там есть сцены и кадры, которые могут заставить непривыкшую аудиторию заерзать в кресле, особенно финальная сцена, но по сравнению с Михаэлем Ханеке, Ларсом фон Триером, Гаспаром Ноэ и еще десятками других постановщиков все это выглядит как вполне себе безобидные элементы арт-мейнстрима. Хорошее и важное кино, знаменующее собой отличный старт режиссерской карьеры бельгийца Лукаса Донта, и бенефис актерского таланта Виктора Полстера.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте