Что смотреть в наступившем году
Александр ТРЕГУБОВ, кинокритик
Среди самых важных киноожиданий этого года 92‑я церемония вручения «Оскара», которая пройдет 9 февраля. Среди претендентов в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» есть и картина Кантемира Балагова «Дылда». История двух женщин, прошедших войну и пытающихся приспособиться к мирной жизни, уже была отмечена призом за режиссуру на Каннском кинофестивале. В апреле в России покажут юбилейную, 25‑ю, серию бондианы с Дэниелом Крейгом в главной роли. Наконец, под занавес года в отечественный прокат выйдет лента лучшего режиссера десятилетия (по версии голливудской Киноакадемии) Дени Вильнёва «Дюна» – экранизация романа Фрэнка Герберта. В настоящем обзоре «УГ» представлю вашему вниманию самые ожидаемые премьеры первых двух месяцев 2020 года.
Начнем, пожалуй, с новой ленты Клинта Иствуда «Дело Ричарда Джуэлла», которая выходит в российский прокат 9 января. Легендарный режиссер поражает не только коллег, но и всех зрителей своей небывалой работоспособностью. На пороге девяностолетия Иствуд умудряется создавать качественные картины, в которых всегда видны авторский почерк, незашоренность взгляда и отказ следовать модным клише. Вот и в этой работе, повествующей об охраннике, который, обнаружив бомбу, эвакуировал людей во время Олимпийских игр в Антланте в 1996 году, режиссер исследует психологию толпы, унижающей человека. Продюсером фильма выступил Леонардо Ди Каприо, а среди исполнителей главных ролей обладатель «Оскара» Сэм Рокуэлл.
Еще одна долгожданная премьера – экранизация романа Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины», которая появится в российских кинотеатрах 30 января. Многим зрителям памятен очень милый и семейный фильм 1994 года по этой книге с юными Кирстен Данст и Вайноной Райдер. Нынешняя версия не менее звездная по составу и прекрасная по исполнению. Чего стоит присутствие одной Мерил Стрип. В компании с великой актрисой обворожительная Эмма Уотсон, трехкратный номинант на «Оскар», и Сирша Ронан, известная по роли в таких картинах, как «Искупление», «Бруклин», «Леди Бёрд». В отличие от предыдущей версии эти «Маленькие женщины» вышли более мрачные, но отчаянная любовь, болезненное взросление и преданность друг другу остались все те же. Какая бы пора на дворе ни была – гражданская война в Америке или глобализация.
Историческое кино никогда не теряет своей популярности. Хотя уже миновали печальные юбилеи октябрьского переворота и Первой мировой войны, эхо трагических событий прошлого не оставляет современных режиссеров. Оскароносный Сэм Мендес, создатель «Красоты по-американски», 30 января предстанет в российском прокате с картиной «1917». Дата судьбоносная не только для нашей страны, но и для Великобритании, чьи солдаты также храбро сражались на фронтах Первой мировой. В этом фильме героям Бенедикта Камбербэтча и Эндрю Скотта предстоит оказаться на грани жизни и смерти и осознать всю хрупкость человеческого бытия. Слоган «Время – наш главный враг» очень точно отражает драму, случившуюся с нами в ХХ веке.
Есть режиссеры, чьи новые картины всякий раз ожидаешь с нетерпением. Гай Ричи один из таких. Создатель культовой ленты «Карты, деньги, два ствола» на сей раз расскажет историю о выпускнике Оксфорда, который решил разбогатеть с помощью поместья обедневшей английской аристократии. Дело выходит непростым, с перестрелками, разборками и прочими любимыми атрибутами Ричи. Все вместе называется «Джентльмены». Присутствие в главных ролях Мэттью Макконахи в добавку с Хью Грантом и Колином Фарреллом прибавляет интриги. Что-то эта компания точно сообразит. Узнаем в кинотеатрах с 13 февраля.
Тему криминальных столкновений продолжает фильм «Подлинная история банды Келли». Ловкие грабители банков в кинематографе далеко не ограничиваются Бонни и Клайдом. Что до противоречивости, то с легендарной парочкой вполне мог бы поконкурировать Нед Келли, наводивший страх на всю полицию. Неудивительно, что за его голову обещали баснословные деньги, а о самой личности слагали легенды, сравнивая с Робин Гудом. Насколько такие сопоставления уместны,отечественный зритель сможет понять 27 февраля, когда картина Джастина Курзеля с Расселом Кроу в главной роли выйдет в российский прокат.
Ярослав СОЛОНИН, кинокритик
8 января выходит драма «Под водой» – ожидаемо интересный дуэт Кристен Стюарт и Венсана Касселя. История секретной подводной лаборатории, которую разрушает землетрясение, и теперь сотрудникам предстоит схватка со стихией не на жизнь, а на смерть.
16 января в прокат выйдет долгожданный фильм Роберта Эггерса «Маяк», в котором рассказывается про стареющего смотрителя маяка, живущего в начале XX века в штате Мэн. Если что, в 2015 году у него выходил атмосферный хоррор «Ведьма», который заставил дрожать даже самых прожженных любителей ужастиков.
Детям придется по вкусу «Маленькая мисс Дулитл», которая выйдет в этот же день и расскажет про девочку, обладающую способностью понимать братьев наших меньших.
24 января выходит хоррор «Няня» режиссера Флории Сиджизмонди. История молодой гувернантки по имени Кейт, которая устраивается на работу в особняк к богатому и странному мужчине. Ей предстоит опекать детей, которых он усыновил. Вскоре девушка узнает страшную тайну смерти предыдущих гувернеров…
5 февраля выходят «Хищные птицы» – продолжение разработки вселенной DC Comics в необычном ракурсе. Это спин-офф о Харли Квинн и о том, как сложилась ее жизнь после расставания с Джокером. Этим все сказано. Ах да, в главных ролях Юэн Макгрегор и Мэри Элизабет Уинстэд.
Если посмотреть в масштабах года, то ниже мы перечислим самые ожидаемые фильмы. 19 марта в российский прокат выходит комедийный боевик «Телохранитель жены киллера», он продолжит события, начавшиеся еще в прошлом фильме, который вышел в 2017 году. Киллер Дариус Кинкейд и телохранитель Майкл Брайс снова встретятся, и один из них будет разрываться между спасением мира и жены. Нужно успеть сделать и то и другое. 2 апреля выйдет новая бондиана «Не время умирать» с Дэниелом Крэйгом в главной роли.
19 марта выходит долгожданный хоррор «Тихое место 2». Это сиквел успешного и оригинального фильма ужасов, который вышел в 2018 году и заставил кинозалы замереть и даже отказаться от попкорна.
3 сентября выходит фэнтези с Миллой Йовович под названием «Охотник на монстров». Фильм – киноадаптация игры Monster Hunter, а в качестве режиссера выступил Пол Андерсон, автор франшизы «Обитель зла».
Нина КАТАЕВА, театральный критик
Маршруты по театральной Москве каждый театрал прокладывает самостоятельно. Театров, идей, интерпретаций, премьер море, выбирай на любой вкус. Попробуем проложить маршрут с камертоном и начнем с Малого театра – хранителя традиций и просто сцены, куда надо идти, если хочешь погрузиться в пространство истинного театра.
Самая громкая премьера осени в Малом – «Игроки» по Гоголю. Почти 180 лет назад именно Малый театр ознакомил зрителей с этой пьесой Николая Васильевича, и автор не раз приходил на представления. Постановка Владимира Драгунова остро современна. Наблюдая за блестящим Ихаревым (Игорь Петренко), остановившимся в респектабельном отеле провинциального города, вы не сможете отделаться от чувства, что в нем не признали бы «пришельца» и в современных интерьерах, несмотря на то что действие все же обозначено рубежом XIX-XX веков. Игрок по жизни, изготовивший крапленую колоду карт, которую нежно именует Аделаидой Ивановной, Ихарев привык выигрывать по-крупному и готов сразиться с местными форвардами.
Но, когда на ваших глазах разыграется действо покруче обманок с колодой и Ихарев падет жертвой целой бригады игроков, так ловко обработавших его, что он и секрет раскроет, и 80 тысяч, выигранных накануне, своими руками за липовый вексель отдаст, вы отчего-то испытаете странное чувство жалости к этому обманщику, про которого только и сказать – поделом. «Бригадиры» – автор идеи Утешительный (Г.Подгородинский), джентльмен Швохнев (В.Зотов), полковник Кругель (М.Фоменко), разыгравшие действо в двух актах с помощью еще трех «подсадных» второго плана, вам тоже разительно напомнят прототипов из нашего времени. Потешаясь над Ихаревым, они уже будут мчаться с бубенцами, пока их жертва с ожившей вдруг Аделаидой кружится в танце отчаяния.
Не случайно постановщик спектакля считает, что дело не в картах, игра давно стала для людей способом одурачивания другого. Что в офисах самых высших сфер, что в семьях игра заменила людям религию. А двойственность восприятия происходящего объяснима – вместе с вами за картежниками наблюдает Гоголь, присмотритесь к его бюсту, который стоит на шкафу.
Спектакль по повести Кафки «Превращение» на Симоновской сцене в Театре имени Вахтангова, поставленный немецким режиссером Йозуа Рёзингом совместно с Гете-Институтом, увлечет вас в другие дали. Всем известно, что повесть, опубликованная в 1915 году, вызвала немало негодования среди публики, еще бы, человек превращается в насекомое, безумно страдает, заключенный в пространстве своей комнаты, поначалу поддерживаемый близкими, но в конце концов оказывается брошен ими и умирает. «О чем это?» – спрашивали люди, делая вид, что не понимают, писали письма с вопросами Кафке, на которые он, скорее всего, не отвечал.
А спектакль вахтанговцев, в котором мелкого коммивояжера Грегора Замзу сыграл Владислав Демченко, выступивший инициатором постановки, отвечает. Как только вы увидите бедного Грегора, который не может без чьей-либо помощи со спины перевернуться на ноги, заглянете в глаза, полные ужаса, услышите голос и разумные рассуждения о жизни, вы поймете, о чем это. О том, о чем думает каждый в минуты откровений, – о тотальном одиночестве человека. Под тревожную музыку немецкого композитора Тиса Мюнтера Владислав Демченко, очень пластичный в своих движениях, танцует свой говорящий танец мима. Персонажей, окружающих главного героя, режиссер называет «хором Грегора». В том, о чем они «поют», тоже таятся ответы. Но искать их придется самостоятельно.
Посмотрим, что ставят на малых сценах. Очевидно, что режиссеры идут в глубь веков, даже если от этих «веков» нас отделяет не более ста лет. Пальма первенства у МХТ имени Чехова: ученик Сергея Женовача Уланбек Баялиев поставил «Сказ об одном убийстве» по роману Сергея Клычкова «Сахарный немец». Театр сделал великую вещь, возвращая в культурное пространство России имя поэта и прозаика первой трети XX века Сергея Клычкова (1889-1937), участника Первой мировой войны, друга Есенина и Мандельштама, расстрелянного в годы репрессий. Критики отмечают в прозе Клычкова «исконную связь с традиционным миром крестьянства и крестьянской демонологии, влияние Гоголя, Лескова и Ремизова», пишут, что его романы составлены «из отдельных сцен, наполненных образами из мира реальности и мира сна и духов». А современные исследователи именно Клычкова, а не Маркеса называют основоположником магического реализма в литературе. Язык Клычкова – предмет особого изучения литературоведов.
В «Сахарном немце» писатель делится своими впечатлениями о войне, на которой его герою довелось убить одного немца, но убийство, противное его душе, обернулось для него трагедией. Название не случайно: сахар – символ греха в старообрядчестве, из которого происходит Клычков. Военные эпизоды в спектакле перемежаются со сценами крестьянского быта, любовными экзерсисами, когда Зайчик (Валерий Зазулин) приезжает домой в отпуск. Материал, конечно, труден для восприятия, особенно учитывая язык автора, к тому же пространство спектакля, в котором происходит действие, слишком приближено к зрителю. Но чародейские образы – крыло черной птицы, сцена скачек, когда видим только хвост лошади из-за деревянных створок-кулис, подчеркнуто рукодельны, они обращают зрителя в даль времен. «Сказ…» Баялиева – настоящий сценический памятник Сергею Клычкову.
Комментарии