Часто мы не задумываемся о том, насколько окружающая действительность пронизана материалом школьной программы по физике. К примеру, спускаясь по заледеневшему склону, мы попадаем в задачу про наклонную плоскость, сделать заготовки на зиму нам помогают явление диффузии и уравнение Менделеева – Клапейрона, вытащить гвоздь из доски – правило рычага. Физика похожа на свод законов жанра, по которым развиваются события нашей реальности. А кино неизбежно опирается на реальность, даже когда повествует о сюжетах, далеких от привычной Вселенной, не говоря о картинах исторических и тем более документальных.
Преподавание физики в классах, специализирующихся на подготовке кадров для киноиндустрии
Киноиндустрия неразрывно связана с физикой: съемочные команды проводят огромную работу с освещением и звуком, а существенная часть картинки, потребляемой зрителем, создается камерой, которая, по сути, является оптическим прибором. Без ряда фундаментальных знаний соответствующие специалисты будут стабильно выдавать менее качественный результат. К примеру, работа с просветленной оптикой, без которой был бы недостижим привычный нам уровень цветопередачи, базируется на теме интерференции световых волн в тонких пленках. Понимание механизмов одно- и многослойного просветления оптических систем (повышение коэффициента пропускания света за счет нанесения на элементы оптической системы покрытий с особыми свойствами) позволит специалисту грамотно подбирать и настраивать кинооборудование в соответствии с условиями съемки.
Впрочем, понимание физических процессов, стоящих за кинопроизводством, востребовано не только при съемочной работе: неправдоподобные VFX-сцены и физически некорректные сюжетные триггеры могут испортить зрительские впечатления даже от эмоционально захватывающего произведения, что диктует определенные требования к сценаристам, постановщикам и CGI/VFX-дизайнерам. Согласно работе профессора психологии и нейрофизиологии Калифорнийского университета В.Рамачандрана «Рождение разума» (The Emerging Mind, 2003, ISBN 1‑86197‑303‑9) сцены, физические процессы на которых выглядят естественно, лучше соответствуют принципам нейроэстетики, чем полностью оторванные от реальности, и, соответственно, вызывают у зрителя больше интереса, эмоций, а также лучше запоминаются.
В качестве иллюстрации данного утверждения рассмотрим сцену из фильма «1917» (Сэм Мендес, 2019 г.; 1:37:40‑1:38:40), где герой бежит в сторону камеры поперек потока людей, сталкиваясь с ними. Отдельного упоминания заслуживает история создания данной сцены: согласно изначальному режиссерскому замыслу герой должен был пробегать между людьми из потока и двигаться со скоростью камеры. Однако съемочной команде не удалось строго согласовать взаимодействие всех элементов на площадке, и уже через пару секунд после старта съемки актер врезался в человека из массовки, упал, но поднялся и продолжил бежать, потеряв при этом скорость и немного отстав от камеры. Так как антураж сцены обошелся дорого, было принято решение доснять ее как есть. Согласно отзывам профильных экспертов результат оказался лучше изначального замысла, так как элемент хаоса добавил сцене реализма и накала.
Адаптация школьной программы по физике для преподавания в классах, специализирующихся на подготовке будущих кинематографистов
Кинопроизводство – обширная сфера деятельности, для успешного погружения в которую человек должен выйти за рамки стандартной школьной программы, освоив множество специфических навыков – от киномонтажа до режиссуры. Соответственно, оптимальной дорогой в отрасль является обучение будущего специалиста в профильном классе (кинопараллели). В существующих кинопараллелях неизменно уделяется много внимания развитию у школьников творческих навыков и компетенций, однако технические предметы, такие как физика, зачастую преподаются по стандартной программе, без релевантной адаптации. Между тем, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для оптимальной профессиональной реализации специалисту, работающему в киноотрасли, необходимо быть погруженным в ряд тем из школьного курса физики. Это предъявляет к образовательной системе требования по адаптации учебных программ к реалиям планируемой сферы деятельности учащихся (в данном случае сферы кинопроизводства).
Техническая сторона киноиндустрии
Фундаментальные знания, лежащие в основе технической стороны киноиндустрии, преимущественно представлены следующими разделами физики: «Механика простых механизмов», «Радиоэлектроника», «Оптика». Первые два касаются непосредственно организации работы съемочной площадки, оптикой же кино как искусство визуальное пронизано насквозь: построение композиции в кадре и цветопередача основаны на оптических принципах, как и устройство широкого спектра позиций кинооборудования – от камер до систем освещения.
Предполагается, что адаптация существующей учебной программы по физике в рамках направления «Техническая сторона киноиндустрии» будет включать в себя:
– применение в преподавании физики подходящих примеров из практики работы съемочных команд, а также из фильмов;
– корректировку ряда классических задач с целью приведения их в соответствие с направлением обучения класса (например, задачу на определение области видимости предмета в плоском зеркале можно превратить в задачу об угле обзора объектива камеры и далее при необходимости усложнить ее, дополнив параметрами объектива, такими как кроп-фактор, фокусное расстояние);
– расширение ряда классических разделов школьной программы по физике релевантно требованиям киноотрасли (например, в рамках раздела геометрической оптики можно детальнее ознакомить учеников с оптическими аберрациями и их классификацией, после чего наглядно продемонстрировать, как пренебрежение аберрациями может испортить кадр).
Перечисленные подходы помимо прочего будут способствовать формированию у учащихся понимания взаимосвязи определенных видов деятельности из сферы кинопроизводства с соответствующими разделами физики.
Физические аспекты построения сюжетов
Предполагается, что адаптация существующей учебной программы по физике в рамках направления «Физические аспекты построения сюжетов» будет включать в себя:
– внедрение практики сопровождения изучаемых тем яркими и наглядными примерами из жизни и кинематографа;
– расширение перечня категорий решаемых на уроках задач (предлагается помимо прочего давать учащимся задачи на оценку допустимых значений искомых величин);
– внедрение практики разборов на уроках физики сцен из фильмов и осуществление поиска в них физических закономерностей, а также ошибок (если таковые присутствуют);
– внедрение практики включения в состав домашней/самостоятельной работы заданий на поиск в фильмах ситуационных аналогий по изученной теме.
Перечисленные подходы будут способствовать развитию у учащихся сравнительного и ассоциативного мышления, необходимого в сценарной работе для качественного подбора визуальных и аудиальных средств выразительности.
Физика – наука о природе, а значит, касается каждой стороны нашей жизни, и для кинематографистов, создающих аудиовизуальное искусство, неизбежно опирающееся на реальность, физика представляет особую ценность. Адаптация школьной программы по данному предмету для преподавания в кинопараллелях является обширным полем деятельности, как предметной, так и метапредметной. Однако значительный объем предстоящей работы будет с избытком компенсирован за счет обеспечения отечественной киноиндустрии профессиональными кадрами, понимающими взаимосвязь фундаментальной теории и насущной практики, а опыт, полученный методологами в ходе реализации данного проекта, будет востребован при адаптации иных учебных программ под специализированные нужды одной из множества востребованных сегодня профессий.
Анастасия ПИЧКАСОВА, учитель физики школы №518
Комментарии