Занятия в детской киностудии, где дети сами снимают кино, предполагают знакомство с лучшими образцами мирового киноискусства и эстетическими принципами создания кинопродуктов (будь то художественный или документальный фильм). В процессе работы формируется потребность не только производить, но и смотреть качественное кино, наполненное позитивным смыслом.
При работе со школьниками в детской киностудии важно учитывать тот факт, что большинство детских советских фильмов поставлено по литературным произведениям. Это позволяет связать работу киностудии с образовательным процессом, а просмотренные фильмы можно использовать на уроках литературы в качестве иллюстрирующего материала. По опыту совместной работы с учителями-филологами можно сделать вывод об усилении интереса учащегося к чтению после знакомства с экранизацией. Навык анализа художественного фильма способствует усилению и развитию творческого начала и побуждает ученика сделать шаг вперед на пути реализации креативных идей.
В детском коллективе существует своя специфика работы. Если во взрослом коллективе результатом является воздействие на зрительскую аудиторию, то в детском акцент смещается на воспитание личности ребенка всеми возможными средствами.
Для погружения в работу школьной киностудии важно понимание понятия студийности. Студийность – форма коллективного существования, при которой создается дружеская творческая атмосфера, формируется сплоченный коллектив. В качестве мероприятий по формированию студийности могут быть совместная подготовка дня именинника, посещение кинотеатров и театров, выставок, походы в горы, на сплавы, организация совместного летнего отдыха и другие мероприятия. При этом неоценима роль родителей в жизни детского коллектива.
Родительская поддержка всегда была, есть и будет мощным стимулом для ребенка. Помощь в создании костюмов и декораций к видеопроизведению или фотосессии, присутствие их на репетициях и съемках, совместное обсуждение работы, помощь в организации фотовыставок и кинофестивалей – все это позволяет сохранить дружеские и доверительные отношения с ребенком. В современном мире такая форма взаимодействия «родитель – ребенок» позволяет находить точки соприкосновения. Идеальным вариантом станет семейный просмотр фильмов, при котором ребенок сможет задать вопросы, а мудрый взрослый на них ответит.
Так как кинопроизводство предполагает творческое взаимодействие людей разных профессий, обучающиеся в киностудии имеют возможность выбирать профиль своего участия в создании фильмов, а значит, определять вариативный маршрут своего развития. Одним нравится сниматься, другим – снимать. Работа в кадре в качестве актера, закадровая работа в качестве оператора, мастера монтажа, художника, гримера и декоратора привлекает юных создателей настоящего кино. Но не только данные направления творческой деятельности доступны для любителей игрового, документального и анимационного кино. Важно освоить профессию критика, уметь предлагать свои идеи, создавать собственные сценарии для фильмов.
Таким образом, программа школьной киностудии предоставляет учащимся возможность пройти школу личностного и творческого саморазвития, реализоваться в одной из кинопрофессий и проявить себя в социально значимой творческой деятельности. Невозможно не порадоваться за достижения ребят, совершающих первые шаги на пути к искусству кинопроизводства. Искренний интерес к делу, новые идеи и поиски оригинальных путей к решению поставленных перед учащимися задач и, конечно же, улыбки на лицах зрителей, увидевших созданное совместными усилиями творение, – вот ради чего стоит заниматься в киностудии.
Дмитрий ГАНСКИЙ, руководитель киностудии имени Сладкого школы №2200
Комментарии