Бывают книги, в которых взрослые рассказывают о взрослых. О самих себе то есть. О том, какие мы разные, сложные и непредсказуемые. Бывают книги, в которых взрослые рассказывают о детях. О том, как их воспитывать и как их любить. И почти никогда не случается, чтобы дети рассказывали о том, какие взрослые. Не принято как-то внимать тому, что там лепечут уста младенца. А зря. Оказывается, если всерьез отнестись к евангельским истинам, то на их основе можно сделать удивительные открытия.
Эта книга во всем необычна. Начнем с того, что задумывалась она почти десять лет назад, причем не как проект-однодневка, а как долговременное социологическое исследование. Его главную тему можно свести к вопросу: “Какими представлениями о себе и об обществе живут те ребята, дошкольное формирование которых пришлось на кризисный для нашей страны период?”. Иными словами, насколько трудным оказалось детство у тех, кому выпал жребий родиться и расти в перестроечные и постперестроечные времена, времена удручающего безденежья, пустых прилавков, карточек, безработицы, всеобщего обнищания, скоропалительного обогащения и скоропостижного банкротства. Можно ли вообще говорить о счастливом детстве в период экономической и социальной нестабильности? Чтобы получить ответы на эти непростые вопросы, ученые из Психологического института Российской академии образования решили обратиться непосредственно к дошколятам, то есть к тем людям, кто уже в меру сознателен в своих наблюдениях и в то же время достаточно непосредственен в своих высказываниях.
М.С.Егорова, Н.М.Зырянова, С.Д.Пьянкова, Ю.Д.Чертков. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. – СПб.: Алетейя, 2001, 239 с.
Опрос проводился в четыре приема – зимой 1992 года, в середине 1995 года, в мае-июне 1998-го и осенью 1998 года, сразу же после событий, печально известных под именем “дефолт”. Разбиение акции на несколько этапов – ход принципиальный: авторы исследования поставили перед собой задачу проследить динамику психологического состояния детей, их желаний, страхов, экономических запросов, привязанностей, представлений о будущем, о богатстве и бедности, о Боге, о своей стране, о политике. Для опроса намеренно выбрали благополучных детей: внутренние семейные проблемы психологического характера исказили бы чистоту социологического эксперимента. Всего опросили 189 человек, из них 109 девочек и 80 мальчиков. Все они были шестилетками.
Многие вопросы, задававшиеся детям, были совершенно традиционными: “Что ты любишь больше всего на свете?”, “Что ты хочешь получить в подарок?”, “Что бы ты загадал, если бы у тебя была волшебная палочка?”. Ответы на них тоже были вполне стандартными, в основном они сводились к желанию получить новую игрушку или сладости. Правда, от 1992-го до 1998 года предметный ассортимент желаемого резко изменился. В 1992 году: “Чтобы в стране было очень хорошо, а то хлеба нету”, “Хочу получить много жвачки, йогурта и киви. Вы знаете, что такое йогурт? Мне привозили, по-моему, из Германии йогурт и киви”. В 1995 году: “Хочу Барби, Синди и Зонни говорящую”, “Чтобы у нас дома все было золотое”. В 1998 году: “Очень много “Лего”, “Игру на Сега с Чаком Норрисом”.
Но самые интересные ответы авторы получили на те вопросы, в которых затрагивались новые социальные реалии: как зарабатываются деньги, кто такой президент и зачем нужно учиться? Вот несколько примеров. Вопрос: “Кто такие бизнесмены?” Ответ: “Бизнесмен – это такой герой”, “Это мужчины, они хорошие, защищают дам, работают”. Или вот о капиталистах: “Они мне не нравятся, и имя у них плохое”, “Капиталист – это сейчас все наши президенты. Все они хорошие” (1992 г.), “Капиталисты – не знаю, кто такие, но хорошие” (1995 г.). Больше всего досталось новым русским, о них дети даже в 1995 году имеют крайне смутное представление: “Новые – это новенькие, которые еще ничего не знают. А русские – это наши”, “Новые русские – это люди, которые приехали позже, чем мы, в нашу страну”, “Кто из другой страны приехал и живет здесь. Или они только научились по-русски говорить, и поэтому их называют “новые русские”. И только в 1998 году до детского сообщества докатился анекдотический образ этого персонажа: “Это у нас так в саду говорят, если мы говорим неправильно иногда”. Правда, про интеллигентных людей дети знают и того меньше. На вопрос, кто это такие, раздавалось: “Не знаю, не слышал”, “Не встречал такого”, “Я думаю, это очень плохие люди”, и лишь некоторые знали, что интеллигент – “это который за столом хорошо ведет”.
Читаешь эту книгу, и сами собой развеиваются те страхи, которыми терзаются многие сегодняшние взрослые, – не вырастут ли из детей, воспитанных на боевиках и ужастиках, кричаще-розовых Барби и железных Роботеках, какие-нибудь моральные уроды? Не атрофировалось ли у детей эпохи рыночной конкуренции чувство добра, бескорыстности, да и просто радости жизни? Оказывается, все это напрасные опасения, и, чтобы избавиться от них, надо просто послушать самих детей и узнать, что же на самом деле они хотят. А дети больше всего на свете хотят того, что емко и лаконично сформулировал один мальчик: “Чтобы был мир и не было войны, а если будет беда, чтобы я всех освободил от нее”.
Алена БЕЗЫМЯННАЯ
Комментарии