search
main
0

“Килясяк” означает “будущее” Каждая нация в республике имеет возможность обучаться на своем языке

Башкирская гимназия N 140 расположена на окраине Уфы, там, где город переходит в густой, немного мрачноватый в вечерних сумерках лес. Тем не менее учиться сюда едут со всех районов башкирской столицы. Чтобы поступить в гимназию, надо владеть хотя бы разговорным башкирским языком. Это правило действует как для башкир, так и для детей других национальностей. Преподавание всех предметов, кроме точных наук, ведется на башкирском. Спрашиваю у директора гимназии Баязитовой Альбины, много ли учится русских ребят?

Русских учеников немного, но есть. У нас в гимназии работают также русские учителя, а педсоветы мы проводим только на башкирском языке. Например, учитель химии Татьяна Смоленцева владеет им в совершенстве. Учитель английского Жанна Шамаева сначала переспрашивала на собраниях, кто что сказал, сейчас уже сама все понимает. Изучает язык учитель истории Марина Хусмутдинова. Получается, что учимся все вместе: и дети, и взрослые.
Башкирская гимназия N 140 была создана в 1996 году как многопрофильное образовательное учреждение. Она заняла достойное место среди 7 башкирских школ города. Дважды, в 1999 и 2000 годах, гимназия становилась победителем в российском конкурсе “Школа года”.
Чего только нет в новом современном здании гимназии: актовый зал, учебно-производственные мастерские, швейный цех, кабинет кулинарии, 2 компьютерных класса, 6 музыкальных кабинетов, музей этнографии.
Большое внимание в гимназии уделяется здоровью детей и преподавателей. Все 600 ребят во всех классах учатся в первую смену. С 15 часов в гимназии проходит кружковая работа. Почти все кружки связаны с башкирским народным творчеством: игра на курае, народные танцы, башкирский театр, башкирское вокальное искусство. В гимназии великолепный ансамбль кураистов, а ребятами из секции восточных единоборств и национальной борьбы “Курэш” восхищались достаточно компетентные люди – делегация из Японии. При гимназии работает дневной стационар от городской поликлиники N 4. Помимо всех видов лечения, больные имеют возможность посещать лечебные массажные кабинеты, есть специальный зал с микроклиматом соляных шахт.
– Мы все – одна семья, – говорит Альбина Баязитова, – гимназия – это родной дом для своих воспитанников. Мы восстанавливаем связь каждого из них со своей нацией, менталитетом, формируем национальное самосознание и укрепляем их нравственные силы.
То, что слова директора не декларация, видно по поразительному росту процента поступающих выпускников гимназии в вузы. В 1998-м – 33%, в 1999-м – 61%, в 2000-м – 74%, в 2001-м – 90%.

Полмиллиона ежегодного дохода
– Сельская среда отличается от городской. В этом как положительные, так и отрицательные условия для развития личности, – говорит директор Старотукмаклинской школы Алиф Насыров. Его школа находится в Кушнаренковском районе Башкортостана, большинство населения здесь татары, но проблемы татарских сельских школ мало отличаются от проблем русских и башкирских сельских школ.
По словам Алифа Насырова, в последние годы колхозы и совхозы оказались не в лучшем положении. Пришли безработица, неуверенность в завтрашнем дне. Но директор вместе со своей школой смог преодолеть невзгоды. “Школа, живущая на земле, не имеет права быть нищей”, – так считает Алиф Насыров и доказывает своими делами.
Школе принадлежат пятьдесят гектаров земли. С этой земли она имеет более 400 000 рублей ежегодного дохода. Это внебюджетные деньги. За счет них школа твердо стоит на ногах и даже позволяет себе оказывать спонсорскую помощь.
– Не это ли сегодня социальная защита ребенка? – продолжает директор. – У кого-то может сложиться впечатление, что бедные сельские дети, чтобы заработать эти деньги, с утра до ночи работают на поле и ничего, кроме земли, не видят. Труд детей организован в летнем лагере так, что работу в поле сменяют спортивные состязания, экскурсии в город, концерты, народный театр, дискотеки.
Так сложилось, что школа на селе стала культурным центром, клуб давно закрыли, и вся молодежь тянется к единственному очагу культуры. Интересно начинание старотукмаклинских преподавателей. Уроки музыки, физкультуры и труда они вынесли на вторую половину дня. И теперь после лыжной гонки или столярных работ ученику, грязному и взмыленному, не надо спешить на урок математики – он занят одним делом.
Кругом говорят о нравственном воспитании и детской преступности. А у меня за двадцать лет работы директором ни один ученик школы не рассматривался в комиссии по делам несовершеннолетних.

И комбайнер, и пчеловод
Целой делегацией едем в Байталлинскую среднюю школу. Интерес к этой школе не случаен. Во-первых, она тоже передовая, как и старотукмаклинская, а во-вторых, ее директор Ильфир Кутдусов когда-то учился именно в Старых Тукмаклах. Теперь между двумя школами идет здоровое соревнование. В байталлинской школе тоже есть свое хозяйство. Почти 3 гектара собственной земли и 25 гектаров в аренде у колхоза. Выращивают пшеницу, гречиху, свеклу, подсолнух. Но главная гордость – это пасека. 30 пчелиных семей дают 4 центнера меда каждый год. Байталлинские ребята теперь, кроме аттестатов, удостоверений сельского механизатора, получают и удостоверение пчеловода. Нелишне сказать, что трудовой стаж всех школьников начинается с 14 лет. Вместе с новыми паспортами заводится на каждого трудовая книжка. Своей продукцией школа полностью себя обеспечивает, а реализация излишков дает возможность детям путешествовать по стране. Только за последнее время ребята побывали в Казани, Санкт-Петербурге, Севастополе.
Байталлинские педагоги личным примером пропагандируют спорт и здоровый образ жизни. Директор, например, – заядлый волейболист.
Больше всего меня поразило то, что в сельскую школу пришел мужчина. 30 процентов преподавательского состава – мужчины. И ведут они не физкультуру с технологией, а биологию, химию, историю, математику, географию, музыку. Может быть, этим объясняется, что в школе уже 10 лет нет ни одного правонарушения.
Вплотную преподаватели работают с местной администрацией. У Ильфира Кутдусова и главы администрации сельсовета Флюра Ямалетдинова есть список трудных подростков, которых они контролируют.
– Был случай, переехали в наше село беженцы-азербайджанцы, – рассказывает Ильфир Кутдусов, – стали они жить, а дети их в школу не ходят. Пришли мы к ним с главой администрации и заставили родителей привести детей в школу. Потом, такая мера воздействия, как совместные рейды школы, представителей МВД, администрации по неблагополучным семьям в сельской местности имеет гораздо больший эффект, чем в городе. Здесь все на виду, и как бы люди ни опустились, они еще дорожат своей честью.

Александр ЮРЬЕВ
Уфа – с. Старые Тукмаклы –
Байталлы,
Кушнаренковский район

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте